укр.укр.
12:22
19 ноября

Мы живем по
киевскому времени

 
Главная / Пресс-центр / Публикации / Юридические публикации / Гарантии реализации принципа законности в регулировании земельных отношений в Украине
Пресс-центр

Новости
Календарь событий
Публикации
Юридические публикации
Социальные публикации
Юридический бизнес
Обозрение рынка
Legal Style
Конкурс
Гарантии реализации принципа законности в регулировании земельных отношений в Украине

Гарантии реализации принципа законности в регулировании земельных отношений в Украине

Дата  08-января-2016 13:40
На языке оригинала
укр.
Гарантии реализации принципа законности в регулировании земельных отношений в Украине
В статье исследованы экономические, политические, социальные, идеологические и специальные юридические гарантии, обеспечивающие реализацию принципа законности в сфере использования и охраны земель как основного национального богатства и собственности народа Украины. Сделан вывод об их недостаточной эффективности в современных сложных экономических, политических и социальных условиях.

Реализация принципа законности в правовом регулировании земельных отношений обеспечивается системой гарантий. В загальнотеоретичній правовой науке Украины В. Скакун рассматривает гарантии законности как систему объективных и субъективных условий общественной жизни, организационных мероприятий и специальных (юридических) средств, используемых государством для обеспечения режима законности и стабильности правопорядка.

В течение советского периода развития земельно-правовой науке комплексных научных исследований особенностей реализации принципа законности и его гарантий в регулировании земельных отношений проведено не было. В то же время отдельные аспекты реализации принципов социалистической законности при регулировании земельных и колхозных отношений, отношений в сфере правовой охраны природы стали предметом научных изысканий Ю. Вовка, П. Індиченка, В. Мунтяна, В. Петрова, В. Семчика, И. Среды, Г. Тарнавского, Ю. Шемшученко, В. Янчука и других ученых.

В украинской земельноправовій науке законность относят к основным принципам права, а среди конституционных принципов, которые применяются к регулированию земельных отношений, вспоминают принцип верховенства закона. В то же время содержание этого принципа, его юридическая природа и гарантии реализации в доктрине земельного права Украины остаются неисследованными. С учетом отмеченного целью статьи является исследование системы гарантий реализации принципа законности в сфере регулирования земельных отношений и анализ их эффективности в современных условиях резкого ухудшения экономической динамики, вызванной стрессовыми трансформациями украинской экономики, развертыванием боевых действий на востоке Украины, аннексией Российской Федерацией АР Крым и тому подобное.

В гарантиях реализации принципа законности в регулировании земельных отношений в Украине оказывается все многообразие связей, существующих в сфере использования и охраны земель, земельных участков, земельных ресурсов, земельных долей (паев) в нашем государстве. В юридической литературе их разделяют на два вида: общие (общесоциальные) – экономические, политические, социальные, идеологические и специальные (спеціальносоціальні) – юридические и организационно-юридические.

Общие гарантии законности в сфере регулирования земельных отношений является материальной основой реализации принципа законности и проявляются в определенных экономических, политических, социальных, идеологических возможностях относительно приобретения и реализации земельных прав, охраны земель, которые существуют в украинском обществе и в той или иной степени обеспечивают реализацию норм земельного права и предписаний земельного законодательства Украины. Указанная группа гарантий зависит от уровня развития общества в определенный исторический период и действует как элемент единого механизма обеспечения реализации принципа законности в сфере регулирования земельных отношений, объединяющая и общесоциальные, и спеціальносоціальні (юридические) факторы.

Экономическими гарантиями законности в земельной сфере является эволюционное экономическое развитие украинского общества; равные экономические возможности в однородных субъектов относительно приобретения прав на землю; разнообразие и равенство форм права собственности на землю; экономическое стимулирование собственников земли и землепользователей к рациональному использованию и охране земельных ресурсов; обеспечение сочетания собственника земли и субъекта хозяйствования в одном лице. Имеющиеся проблемы в украинской экономике, особенно в сфере агропромышленного комплекса, снижение уровня доходов населения, рост безработицы, особенно в сельской местности, проведения распаевания земель сельскохозяйственного назначения без создания эффективных механизмов обеспечения крестьян другими средствами производства являются факторами, негативно влияющих на реализацию принципа законности в земельной сфере. Свидетельством этому является внедрение в практику регулирования земельных отношений принципа приоритетности права государственной собственности на землю вопреки конституционно провозглашенному императива относительно равноправия всех форм права собственности на землю; постоянное продление моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, что фактически превращает приобретенное путем реализации права на земельную долю (пай) право земельной собственности в юридическую фикцию; господство арендной формы землепользования в сельском хозяйстве; катастрофическая деградация качественного состояния почв и тому подобное.

Политические гарантии реализации принципа законности в сфере использования и охраны земель заключаются в реальности внедрения в жизнь украинского общества принципов народовластия, разделения властей, политического плюрализма. Анализируя современное состояние правового регулирования в Украине, ученые признают, что принятые законы часто являются результатом не столько кропотливой, профессиональной работы, сколько влияния неконтролируемых (в частности законом), лоббистских групп, политической, бизнесовой или иной корпоративной целесообразности, «подковерной» договоренности и брутальных торгов. Практика законодательного регулирования земельных отношений имеет неединичные примеры, когда определенные нормативно-правовые акты земельного законодательства принимались в угоду отдельным политическим силам, в частности: введение распаевания земель сельскохозяйственного назначения указами Президента Украины в течение 1994-2000 гг. вопреки действующему в то время Земельному кодексу Украины 1992 г.; нарушение процедуры принятия действующего Земельного кодекса Украины 2001 г.; фактически принудительная реструктуризация коллективных сельскохозяйственных предприятий согласно Указа Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 г.; внесение изменений в ряд земельных законов Законом о государственном бюджете 2008 года; превышение компетенции Кабинета Министров Украины во время неоднократных попыток урегулировать порядок проведения земельных аукционов в 2008 году и тому подобное.

Социальными гарантиями реализации принципа законности в земельной сфере является обеспечение достаточного жизненного уровня населения, предоставления государственной помощи социально незащищенным слоям населения, развитие социальной сферы села, обеспечения занятости населения, комплексное развитие сельских территорий и тому подобное. В современных условиях эти гарантии реализуются не в полной мере, что негативно влияет и на реализацию принципа законности в регулировании земельных отношений, особенно в сельской местности.

Так, с 1 января 2013 г. вступил в силу Закон Украины «О занятости населения» от 5 июля 2012 г., не решил, а наоборот обострил проблемы обеспечения занятости значительной части жителей сельской местности, которые имеют в собственности земельные участки и считаются членами личных крестьянских хозяйств. На сегодня отнесения членов личного крестьянского хозяйства к категории занятого населения не зависит от количества сельскохозяйственной продукции, которая производится в таком хозяйстве. Законодательством Украины не определено минимальных размеров земельного участка, при наличии которого в собственности или пользовании крестьянин считается самозабезпеченим работой и не может получать государственную социальную помощь. 

Особенностью работы в личном крестьянском хозяйстве является ее сезонный характер. Объем произведенной сельскохозяйственной продукции может колебаться от незначительного до постоянного и существенного в составе доходов членов такого хозяйства. Так, по статистическим данным, 51 % домохозяйств имеют земли до 0,5 га, что не обеспечивает эффективного сельскохозяйственного производства, возделывание земли производится на 70-94 % вручную. На 1 января 2010 г. только 13 % домохозяйств имели основную технику для обработки земли, а именно: 42 % домохозяйств имели плуг, 10 % – сеялку, 40 % – трактор, 17 % – трактор, 2 % – комбайн, 4 % – грузовое авто. Используются трактора на пахоте в 60-65 %, лошади – в 32 % хозяйств; минеральные удобрения используют 55% хозяйств, органические – 84 %, районированные сорта сельхозкультур – 28 %. У половины крестьянских хозяйств нет складов и помещений для хранения зерна, кормов, содержания скота и хранения сельхозтехники. 

Внесении изменений в Законы Украины «О личном крестьянском хозяйстве», «О занятости населения» в части отнесения членов личного крестьянского хозяйства занятого населения независимо от уровня доходов от ведения такого хозяйства нарушает конституционные права крестьян на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье (ст. 48), и на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который они свободно выбирают или на который свободно соглашаются (ст. 43). Изменив законодательное регулирование занятости селян, Украина нарушила международные обязательства, которые взяла на себя, ратифицировав 14 сентября 2006 г. Европейскую социальную хартию. Согласно ст. 30 Хартии с целью обеспечения эффективного осуществления права на защиту от бедности и социального отчуждения Стороны обязуются принимать меры для предоставления лицам, которые живут или могут оказаться в ситуации социального отчуждения или нищеты, а также членам их семей эффективного доступа к работе и социальной помощи. Согласно статистическим данным ООН сегодня за чертой бедности в Украине находятся 78 % граждан, 30 % из которых составляет сельское население.

Идеологические гарантии законности в земельных отношениях заключаются в наличии в обществе высокого уровня правового сознания и правовой культуры, уважения к земельного права и законодательства, уважительного отношения к земле как кормилице, что издавна было присуще Украинскому народу. В украинской культуре с давних времен земля рассматривалась как одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, огнем и воздухом); центральная часть триединого вселенной, населенная людьми и животными; символ женского начала, материнства; осмислювалась как прародительница и кормилица всего живого.

Спеціальносоціальні (правовые) гарантии законности в юридической науке определяются как «установленные правом и законами средства и способы, с помощью которых охраняются и защищаются права граждан и юридических лиц, пресекаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права». Юридических гарантий О. Скакун относит правовые условия (качественное состояние действующих источников (форм) права, прежде всего нормативно-правовых актов, а также актов толкования и правоприменительных актов) и правовые средства (совершенствование законодательства; надзор и контроль за состоянием законности, включая конституционный судебный контроль; предупреждение и пресечение правонарушений; защита и восстановление нарушенных прав; реализацию юридической ответственности). По мнению И. Невзорова, к спеціальноюридичних гарантий относятся: четкая нормативная урегулированность правовыми актами общественных отношений, требующих правовой регламентации; совершенствование законодательства; соблюдение иерархической подчиненности правовых актов; легитимная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, других нормативных актов (Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, прокуратуры); контроль государственных органов за подчиненными им структурами; наличие юридических механизмов, с помощью которых решение правоприменительная органов признаются юридически ничтожными и незаконными. 

Указанные выше гарантии реализации принципа законности могут быть в полной мере применены и в регулировании земельных отношений. Не останавливаясь подробно на анализе отдельных юридических гарантий реализации принципа законности, следует обратить внимание на приоритетное место среди юридических гарантий законности в земельной сфере условия такой правовой законности, как качественное состояние источников земельного права и актов правоприменения и такого правового средства обеспечения законности, как совершенствование земельного законодательства. Именно сквозь призму принятых законов и других нормативно-правовых актов земельного законодательства можно отметить общие положительные тенденции: закрепление общих принципов регулирования земельных отношений в Конституции Украины; кодифицированный характер земельного законодательства; развитие и унификация законодательного обеспечения земельно-правовых институтов; рост значения закона как нормативно-правового акта земельного законодательства, имеет высшую юридическую силу; закрепление на уровне закона разнообразия земельных прав и организационно-правовых форм использования земли для удовлетворения земельных потребностей и интересов человека и гражданина; развитие нормативно-правового обеспечения охраны земли как основного национального богатства; постоянное обновление земельно-правового регулирования с учетом развития земельных отношений; применение частно-публичных основ регулирования земельных отношений.

Вместе с тем проведенное исследование развития земельного законодательства начиная с 1990 года дает основания для выводов о ряд перманентных негативных тенденций, которые существенно затрудняют реализацию принципа законности в сфере земельноправового регулирования. Среди таких негативных черт современного состояния законодательного регулирования земельных отношений отметим: а) неполноту воспроизведения в земельном законодательстве конституционной модели правового регулирования земельных отношений; б) отсутствие законодательных гарантий права собственности на землю Украинского народа, удовлетворение земельных потребностей и интересов личности, согласования частных и публичных интересов в сфере использования и охраны земли; в) непоследовательность, бессистемность и хаотичность принятия нормативно-правовых актов, что приводит к созданию законодательного массива, а не законодательной системы; г) несовершенство законодательного регулирования вследствие несоблюдения требований законодательной техники; г) наличие коллизий, пробелов, дублирования земельноправових предписаний; д) декларативность отдельных земельноправових норм вследствие отсутствия механизмов их реализации; е) нестабильность правового регулирования в результате постоянного внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовых актов; е) быстрое и хаотичное расширение законодательной базы регулирования земельных отношений, что привело к информационной избыточности и тому подобное. Эти недостатки законодательного регулирования осложняют реализацию принципов законности и обеспечения правопорядка в земельной сфере приводят к нарушению прав субъектов земельных правоотношений, многочисленных судебных споров, побуждают граждан обращаться к Конституционного Суда Украины и Европейского Суда по правам человека за неверие в действенности земельных законов, провоцируют рост уровня коррупции в земельной сфере, обусловливают неэффективность законодательно предусмотренных мероприятий по охране земель как основного национального богатства Украины.

Итак, гарантиями законности в регулировании земельных отношений в Украине обусловлена особенностями развития украинского общества и государства система экономических, политических, социальных, идеологических предпосылок, а также специальных юридических средств и условий, обеспечивающих реализацию принципа законности в сфере использования и охраны земель. Приоритетное место среди юридических гарантий реализации принципа законности в земельной сфере принадлежит обеспечению качественного состояния источников земельного права и актов правоприменения (правовое условие законности) и совершенствованию земельного законодательства (правовое средство обеспечения законности), что может быть достигнуто при условии минимизации юридических дефектов в механизме земельноправового регулирования.



Источник: http://applaw.knu.ua/
Комментарии - 0 + добавить комментарий
Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter