Юридичний портал

Игорь Шевченко: после ухода из юриспруденции меня ожидали кардинальные перемены

Игорь Шевченко: после ухода из юриспруденции меня ожидали кардинальные перемены
Одна из специфик рубрики Legal Style в том, что мы каждому собеседнику задаем традиционный вопрос «Почему и как Вы пришли в юридическую профессию», и впервые мы начинаем интервью с вопроса: «Почему Вы ушли из нее».  Наш гость, Игорь Шевченко, видный общественный деятель сегодня, известный юрист вчера, и, несомненно, успешный политик завтра, в эксклюзивном интервью Pravotoday рассказал о своем решении уйти из юридического бизнеса ради иных, высоких, почти глобальных целей, которые недостижимыми кажутся разве что на первый взгляд…

Pravotoday: Игорь Анатольевич,  мы часто спрашиваем юристов о том, смогли бы они оставить юридическую профессию ради другого дела. Большинство из них не представляют и не планируют этого шага. Однако Вы предприняли его на самом пике Вашей карьеры. Что Вас к этому подтолкнуло?

Игорь Шевченко: Уход из профессии был для меня революционным путем развития. Не скажу, что когда я начинал заниматься юриспруденцией –  я знал и планировал такие изменения. Поначалу я тоже думал, что буду заниматься юридической деятельностью всю жизнь. Но я искренне убежден, что человек должен учиться, расти и развиваться,  самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Для меня таким этапом саморазвития стала смена рода моей деятельности. Однако я не проснулся и решил, что мне нужно уйти из юриспруденции. Этот шаг не был сменой одного бизнеса на другой, как думали некоторые. Я ушел не только из юриспруденции, я вообще ушел из бизнеса.  Меня ожидали кардинальные перемены.

Юриспруденция для меня была очень важным этапом в жизни, своего рода основой. Если человек знает законы, причем не просто знает, а еще и применяет, и не только для себя, а и для многих людей, для многих ситуаций, для больших проектов, то это хороший фундамент для роста в других сферах.

Главный поворотный момент в моей истории - это понимание того, что уже достигнут определенный уровень материального обеспечения,  основные бытовые потребности обеспечены, амбиции удовлетворены. Есть юридическая фирма – лидер рынка, которую ты возглавляешь и являешься 50%-ным её собственником.  И тогда задаешься вопросом «А что дальше?».

Именно на этом этапе у меня возникла идея развивать профессию.  Так была создана Ассоциация юристов Украины. Организация заработала, стала эффективной, все больше людей к ней присоединяются по сей день, она приносит ощутимую пользу профессии. И на определенном этапе снова возникло ощущение, что пора двигаться дальше.

В это время я попадаю на Форум молодых лидеров мира, на Давосский экономический форум, где получаю возможность общаться с первыми людьми мира. Это руководители стран, министры, члены парламентов разных стран, журналисты с мировыми именами, это люди из самых разных стран, самых разных профессий, самых разных религий, взглядов и т.д. Благодаря этим знакомствам мой кругозор значительно расширился, я стал мыслить более масштабно.

Второй шаг в моем постпрофессиональном развитии – это учеба в Йельском университете.  Полгода интенсивной лидерской программы позволили мне получить определенные теоретические знания, и, в то же время, практические – опять же от общения с разными интересными людьми. Нас было восемнадцать человек  из разных стран,  молодых лидеров, успешных молодых людей.  Следующий этап – программа по государственному управлению в Школе государственного управления Гарвардского университета

Своеобразной «последней каплей»стал совет Александра Квасневского, который однажды сказал мне: «…ты можешь многое сделать для общества, для своей страны, но ты должен отдавать этому 120% своего времени. Даже не 100%. Потому что нельзя разрываться между большими направлениями деятельности…». Этот совет я получил в  2006-ом году. И уже в 2007 г. комплекс обстоятельств привел меня к мысли о том, что я хочу сделать в своей жизни что-то масштабное, общественно полезное, помимо зарабатывания денег и развития украинской юридической профессии. Я принял решение и ушел из бизнеса.

Однако я все же считаю, что из юриспруденции не уходят. Эта профессия на всю жизнь. Критическое мышление, аналитический подходлогика, структурирование  – это  интеллектуальный юридический инструментарий, который очень сильно помогает в том, чем я сейчас занимаюсь.  
  
Pravotoday: Насколько сегодня Вы далеки от юридической деятельности?

Игорь Шевченко: Я бы не сказал, что далек от нее. Пусть сегодня я нахожусь у истоков своего политического периода, но чтобы заниматься политикой правильно, политическому периоду должен предшествовать некий «осмыслительный», философский период. Политика – это формулирование определенной идеи, ее продвижение. При этом люди должны ее воспринять. Но для того, чтобы сформулировать эту идею, нужно самому вырасти до этой идеи, вырасти с точки зрения своих знаний, поэтому я до сих пор продолжаю много читать, много общаться, обсуждать. Есть разные встречи, философские клубы, где серьезные люди обсуждают такие высокие вопросы.

Да, я не занимаюсь решением конкретных юридических проблем для клиентов, не выступаю в суде.  Но моя сегодняшняя деятельность все равно сводится к  регулированию общественных отношений. Ведь какими бы философские принципы и идеи не были, для того, чтобы они работали в обществе, они должны быть изложены в виде какого-то закона. Поэтому все то, что я делаю и буду делать, найдет отражение в законопроектах и в их исполнении. Это все основывается на основном принципе любого государства – закон и порядок. Если закона и порядка не будет, то никакое государство существовать не может. И поэтому в нашей программе построения нормального государства первым приоритетом как раз и есть закон и порядок. . Я иногда шучу, что если сегодня распустить наш парламент на пять лет, но исполнять те законы, которые существуют сейчас, то мы жили бы лучше, чем многие страны в Европе. У нас очень много хороших законов, однако они просто игнорируются, вот и все.

Поэтому политическая деятельность неразрывно связана с юридической, просто она более масштабна. Это доказывает и то, что в Европе и в Америке много членов парламентов, президентов с юридическим образованием.   Поэтому моя нынешняя деятельность далеко от юриспруденции не ушла.

Pravotoday: Меритократия – слово новое и непонятное для большинства украинцев. Как просто и доступно изложить суть Вашей концепции для избирателя, не знакомого с творчеством Янга и Белла? 

Игорь Шевченко: Я думаю, что у меня получится просто и доступно донести суть нашей концепции до потенциального избирателя потому, что наш первый избиратель, наша «стартовая» аудитория – это люди думающие, люди с хорошим образованием, способные без труда понять суть и осознать эффективность меритократии.

Кстати, сегодня в фейсбуке юрист достаточно серьезной юридической фирмы мне написал, что находит идею интересной, но опасается, что название многие не поймут. Я же задал ему вопрос: «Ты поймешь?» Он ответил положительно. Так вот таких как он в нашей стране точно есть несколько миллионов. И я считаю, что этого достаточно для старта качесвтенного нового политического процесса. 

Согласитесь, большинство людей и в существующие концепции никогда не вникало, не вникает и вникать не будет.

А если наберется критическая масса людей, которые поймут нашу концепцию и поддержат её, то остальные последуют за нами, интуитивно считая, что идея хороша.  К сожалению, основная масса населения просто не хочет вникать в вопросы политики. Так не должно быть. Каждый гражданин должен  голосовать, хорошо понимая концепцию каждого кандидата или партии. Это в принципе невозможно. А так как критической массы людей, интеллектуально развитых до того уровня, чтобы понять этот процесс, в Украине достаточно, я верю, что это незнакомое, трудно выговариваемое слово (прим.ред. улыбается) будет иметь успех.

В нем даже есть определенный креатив, оно вызывает желание узнать, что же это такое. Если бы это было какое-то банальное выражение вроде «Процветающая Украина», «Сильная Украина», либо какой-то «Фронт», или  «Движение», у людей не возникало бы никакого интереса, потому что люди уже думают, что это очередная профанация. А когда появляется слово незнакомое, в любом случае у людей возникает желание узнать о нем подробнее. Даже если они не могут его выговорить и никогда не слышали. Есть повод  рассказывать о своей идее.

Поэтому когда говорят, что слово непонятное, незнакомое, не наше, мне кажется, что оно будет прорывное. Плюс оно имеет позитивный смысл. Когда у нас есть много слов, как та же «демократия». Оно вроде как хорошо, но уже вобрало в себя столько негатива… Или «капитализм», или «социализм»… Эти слова имеют и позитивные элементы в себе, но в общем их восприятие населением сейчас негативное. Например, буржуазия. Вроде как это просто средний класс, а если в наши дни выйти на улицу и назвать себя «Партия буржуазии», это вызовет однозначный негатив.  А вот слово «меритократия» имеет почти нулевой антирейтинг. Поэтому если хорошие дела нормальных людей будут ассоциироваться с этим словом, то и слово тоже будет наполнено позитивом. Чем отмывать какое-то замаранное известное слово, лучше ввести в обиход политического лексикона новое.

Pravotoday: Есть ли примеры успешной реализации подобных концепций в странах современного мира?

Игорь Шевченко:  Если в двух словах, то наиболее ярким примером современности является Сингапур. Там с нуля за 40 лет без каких-либо ресурсов построили страну с одним из самых высоких уровней доходов и уровнем жизни населения в мире. По этому пути очень успешно идет сейчас и Грузия. Я даже нашел высказывание Саакашвили, где он назвал главным их достижением в Грузии построение меритократии. Бывший премьер-министр Сингапура, построивший эту страну, тоже неоднократно использует в своих выступлениях слово «меритократия», или «меритократическое общество». И даже в правящей партии Сингапура, «Партии народного действия», есть четыре принципа партии, один из них – «меритократичность». Премьер-министр Великобритании Гордон Браун в своих выступлениях также неоднократно говорил о необходимости построения меритократии.

Изначально это слово упоминалось в саркастическом рассказе Майкла Янга, вышедшем в свет в 1956-ом году, но там была утрирована сама ситуация, потому что достойных людей отбирали только по тесту IQ.  Я считаю, что это очень заужено, неправильно. Ведь есть и другие факторы, которые влияют на достижение цели, не только уровень врожденного интеллекта человека.

Многие думают, что мериктократия из-за части слова «кратия» относится только к власти, что это власть достойных, только принцип формирования власти, принцип формирования государственного аппарата. Это тоже зауженное восприятие меритократии. В нашем понимании меритократия – это принцип формирования общества в целом, когда в обществе людей ценят за их достижения. Не за то,  какой он национальности, не за то, чего достигли его родители, сколько у них денег или где они живут. А за то, что человек сам достиг в своей жизни.

Известно, что социализм – это «от каждого – по способностям, каждому – по труду». Или коммунизм – «от каждого по способностям, каждому – по потребностям». А я сформулировал, что меритократическое общество должно жить по такому принципу: «от каждого – по способностям, каждому – по заслугам, а нуждающимся – по потребностям».  

Строить в Украине меритократию – не значит, что мы должны копировать Сингапур, Грузию или кого-то еще. Мы изучаем и отбираем лучшие примеры в разных странах. Это может быть Россия или  Америка, Сингапур или Южная Корея. Главное, чтобы это были лучшие примеры решения конкретных задач. Затем все интегрируется в единую работающую модель. Мы создаем совершенно новую модель жизни общества, которая должна в себя вобрать лучшие достижения других обществ, уже доказавшие свою эффективность. Конечно с учетом наших исторических, культурных, ментальных, психологических особенностей, которые игнорировать конечно же нельзя.

Pravotoday: Создана ли уже Ваша политическая партия?

Игорь Шевченко: Формально партия еще не создана. Мы пока в процессе. В ноябре мы планируем собрать учредительный съезд. Думаю, что до конца года мы уже подадим документы на регистрацию в Министерство юстиции. А в начале следующего года партия будет зарегистрирована. Но я хотел бы отметить, что главное – не зарегистрировать партию, главное – ее создать. Зарегистрировать – это формальность. Важны не бумаги и печати на этих бумагах,  важна сама структура, общность людей, которые сформулировали и разделяют идею, которые уже структурировались в определенном порядке для того, чтобы эти идеи воплощать в жизнь. Сначала через политическую борьбу, а потом – через работу во власти. Поэтому в основном мы работаем сейчас над созданием партии, а параллельно – над её юридическим оформлением.

Pravotoday: Какова сегодня динамика роста числа Ваших единомышленников? 

Игорь Шевченко: Статистика роста единомышленников у нас публичная. Можно зайти на мой сайт (прим. ред.  http://www.shevchenko.ua/ua/team/become-member/), на котором вывешены все идеи, планы, концепция партии. Там есть раздел, где можно присоединиться. Более тысячи человек по всей Украине выразили свою поддержку идее меритократии. Большая часть из них присоединилась публично (прим. ред на сайте существует возможность публичного и непубличного присоединения). Таким образом, можно видеть из каких регионов эти люди, к какой сфере деятельности они относятся. Самое интересное, что все они совершенно разные, разных социальных положений, разных профессий. Особенно вселяет надежду то, что эта идея способна объединить страну, ведь в первой десятке по количеству сторонников  Ивано-Франковск, Донецкая область, Крым, Киевская область, Днепропетровск. Это говорит о том, что нет географического различия, идея универсальна, и она может объединить независимо от территориального или национального критерия. Независимо от того, на каком языке ты говоришь, какой ты национальности, если ты отвечаешь определенным требованиям, ты можешь быть у власти и участвовать в процессе управления страной.

Pravotoday: На Ваш взгляд, человек, обладающий какими качествами, может быть у власти меритократического государства?

Игорь Шевченко:
Мы сформулировали три таких качества, и их достаточно. Конечно, их можно   детализировать, но основу составляют три. Первое – это честь. Человек должен быть честным. Ему его внутренняя совесть должна быть дороже, чем какие-то материальные, амбициозные выгоды, какие-то личные интересы. 

Второе – это компетентность. Это и образование, и профессиональные навыки, и опыт, и знания. Человек должен знать свое дело, он должен быть одним из лучших в своем деле. В зависимости от уровня позиции у власти, и уровень компетенции будет варьироваться. К сожалению, нельзя найти на место в сельском совете человека с MBA или человека с западным образованием. Хотя это было бы идеально. Но, тем не менее, человек должен быть компетентен для своего уровня, для выполнения своих задач.

И третье требование –  человек должен иметь желание служить обществу. Потому что можно быть честным, можно быть компетентным, заниматься бизнесом, честно заниматься бизнесом, платить налоги. Но если он преследует свои личные интересы, он не имеет права идти во власть. Человек должен принять осознанное решение стать на  путь служения обществу.

Если все эти три качества в человеке есть, мы считаем, что он достоин власти.

Pravotoday: Существенной проблемой меритократии называют замыкание и обособление элит. Это справедливое опасение? Какие еще риски меритократии Вы могли бы выделить?

Игорь Шевченко:
Я думаю, что эти люди, выделяющие такую проблему, забыли о третьем компоненте, который я только что озвучил. Если интеллектуалы, компетентные люди, будут честными и хотят служить обществу, они в первую очередь будут думать о проблемах большинства, а не о своих. Они уже придут во власть с решенными своими проблемами. Человек, приходя во власть, должен решать не свои проблемы, не свой быт, а он должен приходить туда, чтобы решать проблемы людей, которых он представляет, или за которых он несет ответственность. Кстати говоря, во втором томе биографии Ли Куан Ю (прим.ред. первый премьер-министр Республики Сингапур, один из отцов сингапурского «экономического чуда») на первых же страницах мне больше всего запомнилась фраза: «В 42 года я стал премьер-министром независимого Сингапура. И я ощутил, что я несу ответственность за жизни 2, 5 миллионов человек». В этом подходе вся суть. Если у человека нет этого, то он не достоин власти. А если у него это есть – то он никогда не забудет о проблемах народа, никогда не замкнется. Наша команда - это те люди, которые стоят над процессами, над бытом, это те люди, которые смотрят на все масштабнее, смотрят на все комплексно. Если комплексно на это смотреть, то никак нельзя выпустить из поля зрения проблемы людей. Не нужно путать меритократию с аристократией. Замыкание элит – это уже аристократия. Если сначала была меритократия, а потом в обществе появилась какая-то замкнутая группа, значит там уже меритократии нет,  она превратилась в аристократию. Поэтому меритократия по своему определению не может не думать о людях.

Pravotoday: Каждый новый правитель свой путь во власти начинает с реформ. С каких реформ начали бы Вы?

 Игорь Шевченко: Первое направление – это, конечно же, закон и порядок. Если не будет закона и порядка, или законы будут выполняться не качественно, нарушители не будут наказываться.   Тут целая цепочка: в законе и порядке принимаются хорошие, правильные законы, далее есть система, которая правильно реализует их, дальше – если кто-то не выполняет их, есть справедливый суд, который вынесет справедливое решение, и накажет этого человека, работает принцип неотвратимости наказания. Если реализуется этот принцип – система работает.

Следующий этап  – это экономика. Без хорошей экономики не может выжить ни одно государство. Нужно создавать условия для подъема экономики, потому что в любой стране должны платиться налоги, зарплаты. Будут у бизнеса деньги на налоги – будут деньги и на другие реформы. Если экономика не будет развита, то соответственно не будет денег на реформы в других областях. А в отсутствие закона и порядка  экономика тоже развиваться не сможет. Все взаимосвязано.

Третье, что бы я выделил - это самоорганизация населения. Сегодня люди пребывают еще в советской ментальности. Когда у них подход к жизни патерналистский, они ждут, что им кто-то должен. Но люди не организованы для того, чтобы контролировать власть, и действительно требовать у власти то, что по Конституции, по Закону она должна им дать. Поэтому люди должны самоорганизоваться, а государство, власть должны им в этом помочь, для того, чтобы часть функций государства они начали выполнять сами. Нужно стимулировать самоорганизацию. Это и ОСМД, и органы самоуправления населения, и другие формы самоорганизации людей, когда они вместе принимают решения, и вместе что-то делают. 

Четвертый – это образование. Чему мы сегодня научим наших детей, таким будет наше государство завтра. Поэтому чем быстрее мы начнем учить детей правильным вещам, вкладывать в их головы правильные ценности, тем быстрее страна станет процветающей.

Не могу не коснуться здравоохранения. В здравоохранении нужно сделать акцент именно на сохранение здоровья. На сегодняшний день акцент сделан на лечении. А лечение – это уже тушение пожара. Главная задача – не допустить пожара, не допустить заболевания. Поэтому я считаю, что в этой области нужно учредить отдельный государственный орган с хорошим бюджетом, который будет заниматься именно созданием условий для сохранения здоровья. То есть его «клиентами» будут здоровые люди. А люди с нарушениями здоровья будут «клиентами» другого органа, не знаю, как он будет называться, потому что сегодня «Министерство здравоохранения» звучит как профанация. Это министерство именно охраной здоровья почти не занимается.    

Если говорить о каких-то таких точечных реформах, скажем в избирательном праве, я бы полностью запретил политическую рекламу. Это манипуляция сознанием. Также нужно запретить публикацию рейтингов кандидатов, это тоже манипуляция сознанием. Для избирателей по сути они не несут никакой полезной информации.

Налоговую реформу также необходимо реализовать, но серьезную реформу, а не просто собрать в Кодекс неэффективные и неправильные законы, назвав это реформой. Это не реформа, это косметические изменения, которые не приводят к системным улучшениям работы самой этой системы. Нужно в корне поменять философию налогообложения и систему сборов налогов. Налоги должны платить сами граждане, а не кто-то за них. Должны платиться полные зарплаты, из которых сам человек должен уплачивать свой подоходный налог и еще то, что положено. Тогда человек будет ощущать и понимать, что он содержит эту страну, что он содержит каждого чиновника. А пока он не осознает этого, не отрывает эти деньги от себя.   Поэтому и степень гражданской ответственности совсем другая. И, естественно, общая налоговая нагрузка должна быть снижена и переориентирована на доходы, превышающие разумно необходимый уровень потребления, то есть доходы роскоши.

Pravotoday: Как Вы видите развитие своей политической силы в ближайшие пять лет?

Игорь Шевченко: В начале следующего года мы должны быть зарегистрированы, активно развивать, строить партию – с одной стороны, с другой стороны – не только партию, но и социальную основу. То есть партия у нас будет кадровая. Что значит кадровая? Это партия, членами которой будут только активные деятели. Но также мы будем работать и с населением. Помогать им, поднимать свой уровень социально-политических знаний, чтобы человек делал осознанный выбор, чтобы человек голосовал не сердцем, как призывает одна наша политическая сила, а голосовал действительно разумом, осмысленно. Люди, которые осмыслят – это и есть наша социальная база людей, способных принимать политические решения осознанно.

Поэтому наши задачи на 2011 - 2012 гг. – работа с населением,  создание партии, поиск людей и их проверка, их обучение, работа с людьми. Начиная с 2012 года мы будем принимать участие в выборах. Если будут парламентские – значит, мы принимаем участие в парламентских, и я думаю, что мы попадем в парламент уже в 2012 году. За год, что у нас остался, мы сможем выйти на уровень пяти процентов поддержки населения. Вот это наши планы. А дальше – участие во всех выборах, и, конечно же, успешное участие. 

Pravotoday: Между «юридическим» и «политическим» периодом Игоря Шевченко был ряд общественных проектов и инициатив. Чем они были для Вас – творческим поиском или поэтапным переходом из одного амплуа в другое?

Игорь Шевченко: Наверное, и тем, и другим. С одной стороны - поиском эффективного пути, с другой – экспериментом, пробой совершения хороших дел. Был Форум молодых лидеров, была Украинская громада… Эти общественные проекты сделали достаточно много интересного и полезного для общества. Однако я пришел к выводу, что они не могут и не смогут системно влиять на ситуацию в стране. Можно точечно что-то улучшить. Например, мы способствовали запрещению рекламы табака и алкоголя. Однако все это не приводит к системному результату. Я сделал вывод, что, только имея государственный ресурс, можно менять что-то системно, а ресурс государства – это власть, власть – это политика, политика – это партия... Вот так, осознанно и эволюционно, я перешел от благотворительности и общественной деятельности в политическую. Этот период дал возможность общаться с многими людьми, много читать, осознавать, рефлексировать, осмыслять некоторые вещи. Должен был пройти какой-то период между бизнесом и политикой (по-англ. transition), чтобы осмыслить свою роль, свою миссию.

Pravotoday: Что бы Вы назвали самым большим пороком сегодняшнего украинского общества? А самой большой добродетелью?

Игорь Шевченко:
У нас, украинцев, много добродетелей. Больше чем негативов. Негативы появились недавно. Добродетелью я бы назвал то, что наш народ генетически разумный. То, что сейчас происходит  - это целенаправленное «отупление» народа через СМИ, рекламу, кино и т.д., это целенаправленное негативное воздействие, целью которого является создание общества потребления. Но мы достаточно эффективно противимся этому процессу. На нашей территории рождается много разумных людей, мы - нация философов. Мы - достаточно миролюбивая нация, мы всегда думаем с точки зрения созидательного подхода, а не захватнически-разрушительного. Мы – активная нация, это хорошо. Правда, в свете последних политических событий, активность немного поубавилась, но я считаю, что это временно. Из минусов, пожалуй, назову мнительность нации. Мы не принимаем быстрых решений. Наверно, существенных негативных моментов и нет. Разве что, классически говоря, зависть – ну да, пробегает (прим. ред. смеется).  Мы не так решительны, не такие горячи, как другие народы. Но  может это и к лучшему,  может это как раз и есть другая сторона нашего философского менталитета. Философы быстро и опрометчиво решений не принимают. Так что все у нас нормально. 

Pravotoday: Есть ли у Вас мечта, не связанная с юриспруденцией, общественной деятельностью или политикой?

Игорь Шевченко:
Я мечтаю встретить свою вторую половинку. Вот это, наверное, моя мечта, которая действительно не связана ни с первым, ни со вторым, ни с третьим. У меня пока нет семьи, поэтому моя мечта – создать ее. Создать действительно по любви. Пожалуй, воплощение этой мечты сложнее, чем политика и бизнес вместе взятые.

Разговор вела Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday




Игорь Шевченко. Политик, юрист, адвокат в Украине и штате Нью-Йорк, США, LL.M., основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Шевченко Дидковский и Партнеры» (в 2007 году переименована в ЮФ «Астерс») (1995-2007 гг.),  основатель и почетный президент Ассоциации юристов Украины, член Форума молодых лидеров мира при Всемирном экономическом форуме в Давосе, инициатор создания Меритократической партии Украины.


Читайте також