Михаил Михайлов: Успешный юрист уже не может обходиться без использования современных информационных технологий
Криминалистику смело можно назвать одной из основополагающих дисциплин в юридическом образовании. Закономерности приготовления, совершения и раскрытия преступления, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования судебных доказательств сегодня изучают все, кто претендует на юридический диплом.
Однако эту науку, родившуюся из практики, изучать только в теории и бесполезно, и бессмысленно. Здесь нужны иные подходы, позволяющие студенту почувствовать и проверить то, о чем говорят тяжелые мудрые книги. Именно поэтому при юридических Вузах все чаще обустраиваются криминалистические лаборатории и учебные полигоны (например, полигоны для проведения следственных действий, моделирующие квартиру, магазин, служебный кабинет, кассу и пр.). А в рамках семинарских занятий не только обучают "откатывать пальчики" и осматривать место преступления, но даже анализируют художественные фильмы с криминалистическими сюжетами (Декстер, Теория Лжи, Мыслить как преступник, CSI и пр.), буквально взорвавшие интерес к криминалистике у современной молодежи.
Вопрос о том, какой метод обучения выбрать, чтобы студент усвоил материал, полюбил предмет, а, возможно, в дальнейшем сделал криминалистику частью своей жизни, отведен на усмотрение преподавателей. Каждый его решает по-своему, однако то, что преподавание криминалистики среди прочих юридических дисциплин - самое новаторское, не вызывает споров.
Сегодня на вопросы Pravotoday о современном состоянии и перспективах криминалистики в нашей стране, о подготовке экспертов-криминалистов на юридических факультетах, а также о многом другом в эксклюзивном интервью отвечает Михаил Михайлов, к.ю.н.,доцент. полковник милиции в отставке, заведующий кафедрой уголовногопроцесса и криминалистики Таврического национального университета им.В.И. Вернадского.
Pravotoday: Михаил Анатольевич, как и почему Вы выбрали свою профессию?
Михаил Михайлов: Для меня это было не сложно. Мой отец большую часть карьеры проработал в уголовном розыске. Видимо, под его влиянием я и поверил в романтику оперативной работы, поступив в одно из известных в Сибири, да и во всем СССР, учебное заведение своего профиля, которое сейчас называется Омская Академия МВД. Однако после его окончания, волею судьбы и начальства был направлен не в уголовный розыск, а в следствие, где, вскоре понял, что это работа для меня.
Pravotoday: Как происходил Ваш переход от следственной работы в преподавательскую деятельность?
Михаил Михайлов: Грустно вспоминать об этом, но был конкретный повод. Это было в уже далеких 90-х годах. Работая в должности старшего следователя по особо важным делам, я в течение года расследовал дело о преступлениях экономического характера. И когда пришло время передать его в суд с обвинительным заключением, прокурор прекратил производство одним коротким постановлением, поставив крест на результатах моего труда и на моей вере в справедливость. В это время как раз создавался первый в Крыму милицейский вуз, куда я вскоре и перевелся преподавать криминалистику. А спустя десять лет, выйдя в отставку, ушел на постоянную работу в Таврический национальный университет.
Pravotoday: Вы возглавляете кафедру криминалистики на юридическом факультете общего профиля. Насколько глубоко изучается эта дисциплина Вашими студентами?
Михаил Михайлов: Учебная программа по криминалистике в нашем Университете одна из самых объемных среди юридических Вузов региона. Учебный план насыщен не только лекциями, но и многочисленными практическими и лабораторными занятиями. Студенты помимо теоретических знаний получают здесь навыки криминалистической фотосъемки и видеозаписи, дактилоскопирования, описания внешности по системе «словесный портрет». В специальном павильоне и на открытой местности, они отрабатывают технику осмотра и обыска, а с помощью специальных компьютерных имитационных программ моделируют процесс расследования в целом.
Pravotoday: Может ли студент, окончивший юрфак общего профиля, продолжить карьеру в органах следствия, не имея специального образования?
Михаил Михайлов: Да, наши выпускники работают следователями в прокуратуре, органах внутренних дел, налоговой милиции и СБУ.
Pravotoday: У Вас богатый опыт следственной деятельности. Какое дело из Вашей практики запомнилось Вам больше всего и чем?
Михаил Михайлов: Это было дело из тех же 90-х. Организованная группа, в которую входили бывшие работники милиции, военные и спортсмены, поверили, что они - хозяева в городе (это было в одном из районных центров Крыма, куда мы были командированы в помощь местным сотрудникам), и стали сами вершить суд, который перерос в произвол. Дисциплина в группе была настолько крепка, что пришлось разработать целых ряд многоходовых комбинаций, чтобы разобщить соучастников. Сегодня на занятиях со студентами этот опыт является хорошей иллюстрацией при изучении криминалистической тактики.
Pravotoday: Как происходит подготовка экспертов-криминалистов? Наблюдается ли в Украине нехватка специалистов в области криминалистики? Какие экспертные специальности - наиболее редкие? Какие – наиболее востребованы?
Михаил Михайлов: Существуют специальные учебные заведения, такие как Донецкий институт внутренних дел, Киевский университет внутренних дел. Однако многие кандидаты на должность эксперта-криминалиста заканчивают обычные Вузы, и после минимум полутора лет стажировки сдают экзамен на допуск к самостоятельному производству исследований и экспертиз. Среди наших выпускников таких не много, но мы помним ребят, ставших экспертами. Их горящие глаза, многочисленные вопросы мы отмечали еще на наших лекциях.
Наиболее востребованы эксперты в области дактилоскопии, трасологии (следоведения), оружиеведения. Что касается, исследований, распространение которых еще недостаточно широко в силу дороговизны, отсутствия оборудования, и специалистов, то это генотипоскопические экспертизы или отождествление личности по строению молекулы ДНК. Как показывает опыт наших зарубежных соседей, у этого направления большое будущее.
Pravotoday: Как на нормативном уровне сегодня регулируется деятельность по дактилоскопированию населения в Украине?
Михаил Михайлов: Украина осталась чуть ли не единственной страной бывшего СССР, где до сих пор не принят специальный закон о государственной дактилоскопической регистрации, хотя два законопроекта уже рассматривались в Верховной Раде. Аргументы при критике этих законопроектов были прямо-таки средневековые. Я цитирую одного из депутатов: «…законодательно принуждать к регистрации людей, исповедующих истинно православную, каноническую веру, большой, неискупаемо большой грех. Законопроект – это новый итог происков дьявола: теперь не только хотят всех закодировать сатанинскими числами (это имеется ввиду идентификационный код), но и пометить отпечатки пальцев или, по-научному, провести дактилоскопию народа Украины. Я понимаю: безбожным атеистам не понять человека верующего, неверующему всё едино. Наверное, за это и свалилось столько бед на нашу грешную землю». Комментарии здесь излишни. Процедура дактилоскопирования у нас до сих регламентируется в основном лишь Законом «О милиции».
Pravotoday: На Ваш взгляд, перспективно ли внедрение в нашей стране всеобщего дактилоскопирования населения?
Михаил Михайлов: Технически это уже возможно (например, в Индии на сегодняшний день дактилоскопировано около 30 миллионов человек). Экономические затраты были бы, наверное, так же оправданы. Наши соседи по СНГ не решились на всеобщее дактилоскопирование, но значительно расширили круг лиц, подлежащих обязательному дактилоскопированию. У одних – это представители профессий особого риска (военные, правоохранители, спасатели, летчики, моряки, речники, лесники), у других владельцы, транспорта, оружия, лица, выезжающие на заработки, беженцы. Только в Абхазии, насколько мне известно, принимался закон об обязательном дактилоскопировании лиц в возрасте до 55 лет при получении паспорта. Кроме того во многих странах введена так называемая добровольная дактилоскопическая регистрация.
Pravotoday: Многие склонны считать такую процедуру нарушением основополагающих прав человека. А как считаете Вы?
Михаил Михайлов: Идея всеобщего дактилоскопирования натолкнулась на ряд препятствий. Прежде всего - это этическая проблема. Процедура дактилоскопирования у нас прочно ассоциируется с регистрацией преступников. Особенно при использовании «дедовских» инструментов: валика, стекла и типографской краски. Во – вторых, вызывает опасение сохранность дактилоскопической информации и риск ее использования преступниками в противоправных целях. Такую возможность продемонстрировал один мой студент в рамках подготовленной им курсовой работы. Изготовив с помощью эластичных паст палец с моим узором, он получил доступ к моей флэшке, имеющей дактилоскопический датчик доступа. Есть техники изготовления копии пальцевого узора без ведома его хозяина.
И, все таки, от дактилоскопической регистрации, на мой взгляд, больше пользы, чем вреда. Опознание жертв несчастных случаев, техногенных катастроф, военных конфликтов и природных катаклизмов, установление личности неизвестных больных и детей. Контроль за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения, профилактика опасных преступлений, терроризма и т.п. Недаром многие западные страны ввели обязательную дактилоскопическую регистрацию при выдаче виз для въезда в страну. Я не считаю такую деятельность «происками дьявола», без ярого фанатизма отношусь и к всеобщей регистрации населения, но считаю, что мы к этому все равно рано или поздно придем. Научно-технический прогресс и глобальные опасности заставят нас это сделать. И уже сейчас следует подумать, как сделать это менее болезненно. Наверное, нужно внедрить вместо грязных процедур бескрасковый сканер, круг дактилоскопируемых расширять постепенно, используя зарубежный опыт и собственный новации, например распространив эту процедуру на лиц, получающих кредиты, заключающих крупные сделки, страхующих свою жизнь. Стоит поощрять добровольное дактилоскопирование, облегчая добровольцам возможности для выезда за границу, оформления права собственности, упрощая другие процедуры.
Pravotoday: В последнее время необычайную популярность у молодежи приобрел ряд фильмов с криминалистическими сюжетами. Например «Теория лжи» (англ. Lie to me) - сериал об ученом, раскрывающем преступления на основе физиогномики. Используется ли эта техника в Украине, и насколько она оправдана?
Михаил Михайлов: Да, методики в сериале «Теория лжи» выглядят эффектно. На одном из практических занятий по тактике допроса мы со студентами анализировали приемы из этого фильма. Многое ради занимательности сюжета, конечно же, преувеличено, но рациональное зерно в фильме определенно есть. Человек действительно нередко выдает своим поведением, мимикой и жестами истинные намерения, заставляет усомниться в правдивости его высказываний. Поэтому мы учим студентов быть наблюдательными, и видеть больше, чем могут обычные люди. Для достижения этой цели важно не только изучать теорию, но и вырабатывать определенные навыки такого наблюдения. Для этого мы уже несколько лет проводим на занятиях ролевую игру с несколько одиозным названием «Мафия». Возникшая как забава, она уже давно рекомендована для подготовки юристов на занятиях по криминалистике и юридической психологии. В Калининграде даже изданы методические рекомендации для преподавателей, которые мы, кстати, и используем.
Криминалистика находится в тесной взаимосвязи с психологией, заимствуя у нее отдельные методы. Однако как источник доказательств результаты применения этих методов используются для несколько иных целей. Например, в ходе проведения судебно-психологической экспертизы можно определить способен ли несовершеннолетний с отставанием в развитии понимать значение своих действий, имело ли место беспомощное состояние потерпевшей по половым преступлениям, мог ли испытуемый выполнять роль руководителя преступного сообщества, которую ему стараются приписать сообщники. У судебно-психологической экспертизы большое будущее и в гражданском процессе. Здесь и выяснение свободы волеизъявления при заключении сделки, и определение степени физических и нравственных страданий как психологических компонентов морального вреда, и установление психологического климата в приемной семье и многие другие направления применения психологических познаний.
Pravotoday: Вы преподаете студентам не только криминалистику, но и новаторскую дисциплину – СИТАМО . Расскажите, пожалуйста, подробнее о предназначении этого предмета?
Михаил Михайлов: Первоначально эта дисциплина предлагалась для изучения магистрантам юристам научно-педагогической специализации. Но затем мы поняли, что она нужна всем нашим выпускникам магистратуры. Уже невозможно представить, чтобы успешный юрист обходился без использования современных информационных технологий. Знаний полученных при изучении дисциплины «Информатика для юристов» уже недостаточно. Задача новой дисциплины - познакомить будущих юристов не только с уже имеющимися разработками, используемыми в различных отраслях юридической деятельности, но и научить быстро схватывать все новое, что появляется в век научно-технического прогресса и использовать в своей профессиональной деятельности. Освоив навыки поиска в Интернете и анализа полученных результатов, будущие юристы могут найти престижную работу. Овладев хитростями подготовки презентаций, профессионал не просто выступит перед аудиторией, но и достойно представит результаты своего труда. Современные технологии облегчат поиск нормативных актов, составление юридических документов, ускорят и упростят делопроизводство, помогут распланировать свое рабочее время. Да и клиент всегда предпочтет такого специалиста юристу, работающему медленно и малоэффективно. Преподавание этого предмета требует постоянного внедрения новых методов и использования передовых достижений научно-технического прогресса. Сегодня уже никого не удивишь заданием подготовить мультимедийную презентацию к очередному семинару. На очереди использование в учебном процессе дистанционных методов, таких как, например, получающее все большее распространение в мире модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle), позволяющей проверять знания студентов и во внеучебное время, передавать им индивидуальные задания и использовать их помощь для пополнения информационного массива изучаемой дисциплины. Успешно проводятся и мини-телемосты прямо во время учебных занятий. Специалисты из других регионов и даже стран во время диалога с экрана дают конкретные советы по изучаемым темам, сами с удовольствием участвуют в возникающих дискуссиях.
Pravotoday: Какие еще дисциплины, которые нельзя назвать традиционными для стандартной учебной программы юридического факультета, Вы бы порекомендовали внедрить?
Михаил Михайлов: Давать советы коллегам – неблагодарное дело. Мы сами с удовольствием общаемся с преподавателями, которые любят свою работу, используют что-то новое и готовы поделиться с ними и собственным опытом. А что касается каких-то особенных дисциплин, то в этом году мы внедрили новый спецкурс «Преодоление противодействия уголовному преследованию». Хотя термин «уголовное преследование» недавно появился в УПК Украины, проблема противодействия существует и все серьезнее влияет на ход расследования преступлений и его результаты. В спецкурсе, мы постарались рассмотреть не только уголовно-процессуальные, и криминалистические аспекты нейтрализации противодействия, но коснулись также уголовно и административно-правовых моментов.
Pravotoday: Планируете ли Вы защиту докторской диссертации?
Михаил Михайлов: Да, я работаю над диссертацией.
Pravotoday: Что в Вашей работе является наиболее сложным элементом: научная деятельность, руководство коллективом кафедры или передача знаний студентам?
Михаил Михайлов: Самое сложное – это совместить все эти задачи и на всё найти время.
Pravotoday: Ваши студенты характеризуют Вас как человека увлеченного. А каковы Ваши увлечения? Как Вы отдыхаете вне университетских стен?
Михаил Михайлов: У меня два увлечения - это военная история и пешеходный туризм. Жить в Крыму и не исходить его вдоль и поперек было бы грешно. А на такой героической земле почти каждый поход проходит по местам, где происходило множество событий, обстоятельства которых нередко еще далеко не раскрыты.
Pravotoday: Если бы Вам представилась возможность прожить жизнь заново и выбрать иную профессию, на чем Вы остановили бы свой выбор?
Михаил Михайлов: Меня заинтересовала история и журналистика. В военно-историческом журнале я веду рубрику «Расследование «Military Крым» и постоянно ловлю себя на мысли, что в профессиях следователя, историка и журналиста – расследователя много общего. Однако следователь все-таки с большей ответственностью формирует свои выводы и подкрепляет их доказательствами, чем его вышеуказанные коллеги. Конечно, историки – профессионалы с некоторой долей снобизма воспринимают мои «опусы», но я стараюсь каждый вывод подкреплять ссылками на источники, и мне кажется, что опыт моей прежней работы мне в чем-то здесь хорошо помогает. Так что новые увлечения и сейчас еще не поздно осваивать, не мечтая проживать жизнь заново.
Разговор вела Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday
Михайлов Михаил Анатольевич. к.ю.н., доцент. полковник милиции в отставке. Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Родился 13 декабря 1960 г. в Новосибирской области. В 1982 году окончил Омскую высшую школу милиции МВД СССР, а в 1999 - Адъюнктуру Национальной академии внутренних дел Украины. Михайлов М.А. работал в подразделениях Западно-Сибирского УВД на транспорте, 12-го управления МВД СССР, Главного Управления МВД Украины в Крыму. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основы методики расследования криминальных взрывов» под научным руководством профессора Бахина В.П. Член редакционного совета «Юридической серии» научного журнала «Ученые записки Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского». Заместитель главного редактора военно-исторического журнала «Military Крым». Автор более 70 научных публикаций.
Однако эту науку, родившуюся из практики, изучать только в теории и бесполезно, и бессмысленно. Здесь нужны иные подходы, позволяющие студенту почувствовать и проверить то, о чем говорят тяжелые мудрые книги. Именно поэтому при юридических Вузах все чаще обустраиваются криминалистические лаборатории и учебные полигоны (например, полигоны для проведения следственных действий, моделирующие квартиру, магазин, служебный кабинет, кассу и пр.). А в рамках семинарских занятий не только обучают "откатывать пальчики" и осматривать место преступления, но даже анализируют художественные фильмы с криминалистическими сюжетами (Декстер, Теория Лжи, Мыслить как преступник, CSI и пр.), буквально взорвавшие интерес к криминалистике у современной молодежи.
Вопрос о том, какой метод обучения выбрать, чтобы студент усвоил материал, полюбил предмет, а, возможно, в дальнейшем сделал криминалистику частью своей жизни, отведен на усмотрение преподавателей. Каждый его решает по-своему, однако то, что преподавание криминалистики среди прочих юридических дисциплин - самое новаторское, не вызывает споров.
Сегодня на вопросы Pravotoday о современном состоянии и перспективах криминалистики в нашей стране, о подготовке экспертов-криминалистов на юридических факультетах, а также о многом другом в эксклюзивном интервью отвечает Михаил Михайлов, к.ю.н.,доцент. полковник милиции в отставке, заведующий кафедрой уголовногопроцесса и криминалистики Таврического национального университета им.В.И. Вернадского.
Pravotoday: Михаил Анатольевич, как и почему Вы выбрали свою профессию?
Михаил Михайлов: Для меня это было не сложно. Мой отец большую часть карьеры проработал в уголовном розыске. Видимо, под его влиянием я и поверил в романтику оперативной работы, поступив в одно из известных в Сибири, да и во всем СССР, учебное заведение своего профиля, которое сейчас называется Омская Академия МВД. Однако после его окончания, волею судьбы и начальства был направлен не в уголовный розыск, а в следствие, где, вскоре понял, что это работа для меня.
Pravotoday: Как происходил Ваш переход от следственной работы в преподавательскую деятельность?
Михаил Михайлов: Грустно вспоминать об этом, но был конкретный повод. Это было в уже далеких 90-х годах. Работая в должности старшего следователя по особо важным делам, я в течение года расследовал дело о преступлениях экономического характера. И когда пришло время передать его в суд с обвинительным заключением, прокурор прекратил производство одним коротким постановлением, поставив крест на результатах моего труда и на моей вере в справедливость. В это время как раз создавался первый в Крыму милицейский вуз, куда я вскоре и перевелся преподавать криминалистику. А спустя десять лет, выйдя в отставку, ушел на постоянную работу в Таврический национальный университет.
Pravotoday: Вы возглавляете кафедру криминалистики на юридическом факультете общего профиля. Насколько глубоко изучается эта дисциплина Вашими студентами?
Михаил Михайлов: Учебная программа по криминалистике в нашем Университете одна из самых объемных среди юридических Вузов региона. Учебный план насыщен не только лекциями, но и многочисленными практическими и лабораторными занятиями. Студенты помимо теоретических знаний получают здесь навыки криминалистической фотосъемки и видеозаписи, дактилоскопирования, описания внешности по системе «словесный портрет». В специальном павильоне и на открытой местности, они отрабатывают технику осмотра и обыска, а с помощью специальных компьютерных имитационных программ моделируют процесс расследования в целом.
Pravotoday: Может ли студент, окончивший юрфак общего профиля, продолжить карьеру в органах следствия, не имея специального образования?
Михаил Михайлов: Да, наши выпускники работают следователями в прокуратуре, органах внутренних дел, налоговой милиции и СБУ.
Pravotoday: У Вас богатый опыт следственной деятельности. Какое дело из Вашей практики запомнилось Вам больше всего и чем?
Михаил Михайлов: Это было дело из тех же 90-х. Организованная группа, в которую входили бывшие работники милиции, военные и спортсмены, поверили, что они - хозяева в городе (это было в одном из районных центров Крыма, куда мы были командированы в помощь местным сотрудникам), и стали сами вершить суд, который перерос в произвол. Дисциплина в группе была настолько крепка, что пришлось разработать целых ряд многоходовых комбинаций, чтобы разобщить соучастников. Сегодня на занятиях со студентами этот опыт является хорошей иллюстрацией при изучении криминалистической тактики.
Pravotoday: Как происходит подготовка экспертов-криминалистов? Наблюдается ли в Украине нехватка специалистов в области криминалистики? Какие экспертные специальности - наиболее редкие? Какие – наиболее востребованы?
Михаил Михайлов: Существуют специальные учебные заведения, такие как Донецкий институт внутренних дел, Киевский университет внутренних дел. Однако многие кандидаты на должность эксперта-криминалиста заканчивают обычные Вузы, и после минимум полутора лет стажировки сдают экзамен на допуск к самостоятельному производству исследований и экспертиз. Среди наших выпускников таких не много, но мы помним ребят, ставших экспертами. Их горящие глаза, многочисленные вопросы мы отмечали еще на наших лекциях.
Наиболее востребованы эксперты в области дактилоскопии, трасологии (следоведения), оружиеведения. Что касается, исследований, распространение которых еще недостаточно широко в силу дороговизны, отсутствия оборудования, и специалистов, то это генотипоскопические экспертизы или отождествление личности по строению молекулы ДНК. Как показывает опыт наших зарубежных соседей, у этого направления большое будущее.
Pravotoday: Как на нормативном уровне сегодня регулируется деятельность по дактилоскопированию населения в Украине?
Михаил Михайлов: Украина осталась чуть ли не единственной страной бывшего СССР, где до сих пор не принят специальный закон о государственной дактилоскопической регистрации, хотя два законопроекта уже рассматривались в Верховной Раде. Аргументы при критике этих законопроектов были прямо-таки средневековые. Я цитирую одного из депутатов: «…законодательно принуждать к регистрации людей, исповедующих истинно православную, каноническую веру, большой, неискупаемо большой грех. Законопроект – это новый итог происков дьявола: теперь не только хотят всех закодировать сатанинскими числами (это имеется ввиду идентификационный код), но и пометить отпечатки пальцев или, по-научному, провести дактилоскопию народа Украины. Я понимаю: безбожным атеистам не понять человека верующего, неверующему всё едино. Наверное, за это и свалилось столько бед на нашу грешную землю». Комментарии здесь излишни. Процедура дактилоскопирования у нас до сих регламентируется в основном лишь Законом «О милиции».
Pravotoday: На Ваш взгляд, перспективно ли внедрение в нашей стране всеобщего дактилоскопирования населения?
Михаил Михайлов: Технически это уже возможно (например, в Индии на сегодняшний день дактилоскопировано около 30 миллионов человек). Экономические затраты были бы, наверное, так же оправданы. Наши соседи по СНГ не решились на всеобщее дактилоскопирование, но значительно расширили круг лиц, подлежащих обязательному дактилоскопированию. У одних – это представители профессий особого риска (военные, правоохранители, спасатели, летчики, моряки, речники, лесники), у других владельцы, транспорта, оружия, лица, выезжающие на заработки, беженцы. Только в Абхазии, насколько мне известно, принимался закон об обязательном дактилоскопировании лиц в возрасте до 55 лет при получении паспорта. Кроме того во многих странах введена так называемая добровольная дактилоскопическая регистрация.
Pravotoday: Многие склонны считать такую процедуру нарушением основополагающих прав человека. А как считаете Вы?
Михаил Михайлов: Идея всеобщего дактилоскопирования натолкнулась на ряд препятствий. Прежде всего - это этическая проблема. Процедура дактилоскопирования у нас прочно ассоциируется с регистрацией преступников. Особенно при использовании «дедовских» инструментов: валика, стекла и типографской краски. Во – вторых, вызывает опасение сохранность дактилоскопической информации и риск ее использования преступниками в противоправных целях. Такую возможность продемонстрировал один мой студент в рамках подготовленной им курсовой работы. Изготовив с помощью эластичных паст палец с моим узором, он получил доступ к моей флэшке, имеющей дактилоскопический датчик доступа. Есть техники изготовления копии пальцевого узора без ведома его хозяина.
И, все таки, от дактилоскопической регистрации, на мой взгляд, больше пользы, чем вреда. Опознание жертв несчастных случаев, техногенных катастроф, военных конфликтов и природных катаклизмов, установление личности неизвестных больных и детей. Контроль за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения, профилактика опасных преступлений, терроризма и т.п. Недаром многие западные страны ввели обязательную дактилоскопическую регистрацию при выдаче виз для въезда в страну. Я не считаю такую деятельность «происками дьявола», без ярого фанатизма отношусь и к всеобщей регистрации населения, но считаю, что мы к этому все равно рано или поздно придем. Научно-технический прогресс и глобальные опасности заставят нас это сделать. И уже сейчас следует подумать, как сделать это менее болезненно. Наверное, нужно внедрить вместо грязных процедур бескрасковый сканер, круг дактилоскопируемых расширять постепенно, используя зарубежный опыт и собственный новации, например распространив эту процедуру на лиц, получающих кредиты, заключающих крупные сделки, страхующих свою жизнь. Стоит поощрять добровольное дактилоскопирование, облегчая добровольцам возможности для выезда за границу, оформления права собственности, упрощая другие процедуры.
Pravotoday: В последнее время необычайную популярность у молодежи приобрел ряд фильмов с криминалистическими сюжетами. Например «Теория лжи» (англ. Lie to me) - сериал об ученом, раскрывающем преступления на основе физиогномики. Используется ли эта техника в Украине, и насколько она оправдана?
Михаил Михайлов: Да, методики в сериале «Теория лжи» выглядят эффектно. На одном из практических занятий по тактике допроса мы со студентами анализировали приемы из этого фильма. Многое ради занимательности сюжета, конечно же, преувеличено, но рациональное зерно в фильме определенно есть. Человек действительно нередко выдает своим поведением, мимикой и жестами истинные намерения, заставляет усомниться в правдивости его высказываний. Поэтому мы учим студентов быть наблюдательными, и видеть больше, чем могут обычные люди. Для достижения этой цели важно не только изучать теорию, но и вырабатывать определенные навыки такого наблюдения. Для этого мы уже несколько лет проводим на занятиях ролевую игру с несколько одиозным названием «Мафия». Возникшая как забава, она уже давно рекомендована для подготовки юристов на занятиях по криминалистике и юридической психологии. В Калининграде даже изданы методические рекомендации для преподавателей, которые мы, кстати, и используем.
Криминалистика находится в тесной взаимосвязи с психологией, заимствуя у нее отдельные методы. Однако как источник доказательств результаты применения этих методов используются для несколько иных целей. Например, в ходе проведения судебно-психологической экспертизы можно определить способен ли несовершеннолетний с отставанием в развитии понимать значение своих действий, имело ли место беспомощное состояние потерпевшей по половым преступлениям, мог ли испытуемый выполнять роль руководителя преступного сообщества, которую ему стараются приписать сообщники. У судебно-психологической экспертизы большое будущее и в гражданском процессе. Здесь и выяснение свободы волеизъявления при заключении сделки, и определение степени физических и нравственных страданий как психологических компонентов морального вреда, и установление психологического климата в приемной семье и многие другие направления применения психологических познаний.
Pravotoday: Вы преподаете студентам не только криминалистику, но и новаторскую дисциплину – СИТАМО . Расскажите, пожалуйста, подробнее о предназначении этого предмета?
Михаил Михайлов: Первоначально эта дисциплина предлагалась для изучения магистрантам юристам научно-педагогической специализации. Но затем мы поняли, что она нужна всем нашим выпускникам магистратуры. Уже невозможно представить, чтобы успешный юрист обходился без использования современных информационных технологий. Знаний полученных при изучении дисциплины «Информатика для юристов» уже недостаточно. Задача новой дисциплины - познакомить будущих юристов не только с уже имеющимися разработками, используемыми в различных отраслях юридической деятельности, но и научить быстро схватывать все новое, что появляется в век научно-технического прогресса и использовать в своей профессиональной деятельности. Освоив навыки поиска в Интернете и анализа полученных результатов, будущие юристы могут найти престижную работу. Овладев хитростями подготовки презентаций, профессионал не просто выступит перед аудиторией, но и достойно представит результаты своего труда. Современные технологии облегчат поиск нормативных актов, составление юридических документов, ускорят и упростят делопроизводство, помогут распланировать свое рабочее время. Да и клиент всегда предпочтет такого специалиста юристу, работающему медленно и малоэффективно. Преподавание этого предмета требует постоянного внедрения новых методов и использования передовых достижений научно-технического прогресса. Сегодня уже никого не удивишь заданием подготовить мультимедийную презентацию к очередному семинару. На очереди использование в учебном процессе дистанционных методов, таких как, например, получающее все большее распространение в мире модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle), позволяющей проверять знания студентов и во внеучебное время, передавать им индивидуальные задания и использовать их помощь для пополнения информационного массива изучаемой дисциплины. Успешно проводятся и мини-телемосты прямо во время учебных занятий. Специалисты из других регионов и даже стран во время диалога с экрана дают конкретные советы по изучаемым темам, сами с удовольствием участвуют в возникающих дискуссиях.
Pravotoday: Какие еще дисциплины, которые нельзя назвать традиционными для стандартной учебной программы юридического факультета, Вы бы порекомендовали внедрить?
Михаил Михайлов: Давать советы коллегам – неблагодарное дело. Мы сами с удовольствием общаемся с преподавателями, которые любят свою работу, используют что-то новое и готовы поделиться с ними и собственным опытом. А что касается каких-то особенных дисциплин, то в этом году мы внедрили новый спецкурс «Преодоление противодействия уголовному преследованию». Хотя термин «уголовное преследование» недавно появился в УПК Украины, проблема противодействия существует и все серьезнее влияет на ход расследования преступлений и его результаты. В спецкурсе, мы постарались рассмотреть не только уголовно-процессуальные, и криминалистические аспекты нейтрализации противодействия, но коснулись также уголовно и административно-правовых моментов.
Pravotoday: Планируете ли Вы защиту докторской диссертации?
Михаил Михайлов: Да, я работаю над диссертацией.
Pravotoday: Что в Вашей работе является наиболее сложным элементом: научная деятельность, руководство коллективом кафедры или передача знаний студентам?
Михаил Михайлов: Самое сложное – это совместить все эти задачи и на всё найти время.
Pravotoday: Ваши студенты характеризуют Вас как человека увлеченного. А каковы Ваши увлечения? Как Вы отдыхаете вне университетских стен?
Михаил Михайлов: У меня два увлечения - это военная история и пешеходный туризм. Жить в Крыму и не исходить его вдоль и поперек было бы грешно. А на такой героической земле почти каждый поход проходит по местам, где происходило множество событий, обстоятельства которых нередко еще далеко не раскрыты.
Pravotoday: Если бы Вам представилась возможность прожить жизнь заново и выбрать иную профессию, на чем Вы остановили бы свой выбор?
Михаил Михайлов: Меня заинтересовала история и журналистика. В военно-историческом журнале я веду рубрику «Расследование «Military Крым» и постоянно ловлю себя на мысли, что в профессиях следователя, историка и журналиста – расследователя много общего. Однако следователь все-таки с большей ответственностью формирует свои выводы и подкрепляет их доказательствами, чем его вышеуказанные коллеги. Конечно, историки – профессионалы с некоторой долей снобизма воспринимают мои «опусы», но я стараюсь каждый вывод подкреплять ссылками на источники, и мне кажется, что опыт моей прежней работы мне в чем-то здесь хорошо помогает. Так что новые увлечения и сейчас еще не поздно осваивать, не мечтая проживать жизнь заново.
Разговор вела Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday
Михайлов Михаил Анатольевич. к.ю.н., доцент. полковник милиции в отставке. Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Родился 13 декабря 1960 г. в Новосибирской области. В 1982 году окончил Омскую высшую школу милиции МВД СССР, а в 1999 - Адъюнктуру Национальной академии внутренних дел Украины. Михайлов М.А. работал в подразделениях Западно-Сибирского УВД на транспорте, 12-го управления МВД СССР, Главного Управления МВД Украины в Крыму. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основы методики расследования криминальных взрывов» под научным руководством профессора Бахина В.П. Член редакционного совета «Юридической серии» научного журнала «Ученые записки Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского». Заместитель главного редактора военно-исторического журнала «Military Крым». Автор более 70 научных публикаций.