Юридический рынок Украины: приказано выжить
Наталья Дугинова, ответственный редактор Pravotoday
О результатах исследования состояния юридического бизнеса Украины в кризисные времена
Стремительно развивающиеся события в социально-политической сфере не обошли стороной, пожалуй, ни один сегмент украинского бизнеса. Исключением не стал и юридический рынок, который с начала 2014 года функционирует по принципу «приказано выжить». Именно такую тенденцию подтвердило исследование состояния рынка юридических услуг, проведенное в сентябре текущего года Информационным агентством «Правотудей». В исследовании приняли участие 52 респондента, представляющие как юридические компании разной величины, так и самозанятых лиц – адвокатов и частнопрактикующих юристов из разных областей Украины.
Так, 79% ответивших на вопросы исследователей отметили, что политическая ситуация в стране и события на юго-востоке оказали заметное влияние на их бизнес. Не ощутили какого-либо влияния чуть более 20% опрошенных.
На вопрос о том, как в целом изменилось состояние юридического бизнеса респондентов в 2014 году по сравнению с предыдущим годом без малого половина опрошенных (49%) ответила, что ситуация существенно ухудшилась, при этом 18% опрошенных отметили позитивную динамику своего бизнеса, а 33% не почувствовали каких-либо изменений.
28% участников опроса в этом году столкнулись с необходимостью закрытия или переноса офисов в связи с ситуацией в их регионе, либо падением рентабельности бизнеса в целом. При этом около 20%, наоборот, сообщили об открытии новых офисов, связанных с движением капитала и спросом на определенные услуги в других регионах. При этом характерный для кризисных времен процесс активизации слияний и поглощений в сегменте юридического бизнеса пока не наступил – только 4% опрошенных сообщили о происходящих в этом направлении изменениях.
Согласно результатам исследования, падение доходности явилось следствием массового сокращения клиентами юридических фирм бюджетов на юридические услуги, с которым столкнулся каждый второй участник исследования (59%). Юристы отмечают общее снижение благосостояния и платежеспособности клиентов, сообщают о том, что клиенты разного уровня стараются сэкономить из-за неуверенности в завтрашнем дне. Многие респонденты лишились клиентуры в конфликтных регионах, где большинство предприятий сегодня находятся в состоянии стагнации.
Изменения коснулись и предпочитаемых клиентами форм оплаты юридических услуг. Сегодня подавляющее большинство клиентов предпочитают фиксированный тариф на юридические услуги (64%), тогда как стандартной почасовой оплате отводится лишь 16%, а абонентское обслуживание не превышает 12% в клиентских предпочтениях. В условиях экономии клиенты хотят максимально подробно понимать куда направляются их средства.
Пожалуй, наиболее выраженной тенденцией - ответом украинского юридического рынка на кризис, стало перепрофилирование (изменение специализации) компании либо ее переориентация на новые клиентские ниши. О своей активности в этом направлении заявила треть опрошенных (33%). Однако, по всей видимости, пока переориентация носит подготовительный характер, так как 44% опрошенных заморозили маркетинговую активность, а оставшееся большинство существенно снизило ее, соответственно урезав ряд статей маркетинговых бюджетов, что, очевидно, осложнит позиционирование в новых специализациях и нишах. Компании постепенно приходят к распространенной в 2008 концепции маркетинга с нулевым бюджетом.
В сфере управления персоналом, помимо ожидаемых сокращений, о которых заявили более 15% опрошенных, наметились и обратные процессы. Так, почти такое же количество респондентов (13%) сообщили об активизации процессов по привлечению персонала. Небольшое количество столичных юридических фирм, принявших участие в исследовании (6%), констатировали массовый отток персонала, связанный с переживаемым кризисом. 11% опрошенных сообщили об изменениях, произошедших в их руководящем составе. Ситуация с компенсациями среди опрошенных также варьируется. Об уменьшении затрат на оплату труда сообщили более 13% опрошенных, тогда как об обратном – 8%. 11% респондентов пришлось урезать социальные пакеты сотрудников.
Выживающий рынок сегодня изо всех сил пытается найти способы преодолеть кризисные времена с наименьшими потерями. Однако велосипед изобрести никто не пытается. Наиболее распространенные ответы на вопрос о том, что же необходимо делать бизнесу во время кризиса, оказались довольно прогнозируемыми. Так, искать новые решения и пути выхода из кризиса собираются 67% опрошенных, искать новые направления в бизнесе – 69%, оптимизировать расходы – 62%, а работать над повышением конкурентоспособности – 52%. Меньше всего участники опроса (1%) рассчитывают на помощь государства, и, несмотря на шаткое положение, лишь 2% опрошенных рассматривают вариант ухода с рынка.
Некоторые компании уже предприняли антикризисные меры, которые оценили как эффективные. Среди таковых указывались оптимизация расходов и повышение эффективности труда, заблаговременная передислокация офисов, переориентация на иностранную клиентуру для компенсации потерь на внутреннем рынке, уход в нишевую специализацию, активизация маркетинговых мероприятий.
Напоследок, исследование показало стремительное возрастание гражданской позиции юристов и уровня социальной ответственности юридического бизнеса на волне тревожных событий в Украине. Так, более 70% респондентов принимали и продолжают принимать активное участие в реализации социальных инициатив, связанных с конфликтом на юго-востоке Украины. Среди таких инициатив чаще всего упоминалась материальная помощь для обеспечения антитеррористической операции, трудоустройство лиц, переехавших из регионов юго-востока, pro-bono проекты по предоставлению юридических консультаций участникам АТО и беженцам, законопроектная работа, организация благотворительных мероприятий, финансовая поддержка волонтеров. Многие из таких инициатив приобрели регулярный характер. Например, некоторые юридические фирмы на ежемесячной основе отчисляют процент от дохода (2-4%) на поддержку бойцов АТО и волонтерских движений, покупку медикаментов, необходимого оснащения. Небольшое количество опрошенных из числа юридических фирм позволили себе в этот период сохранить «белые» зарплаты своим сотрудникам, что в нынешние времена можно без тени сомнений отнести к проектам в сфере социальной ответственности бизнеса.
О результатах исследования состояния юридического бизнеса Украины в кризисные времена
Стремительно развивающиеся события в социально-политической сфере не обошли стороной, пожалуй, ни один сегмент украинского бизнеса. Исключением не стал и юридический рынок, который с начала 2014 года функционирует по принципу «приказано выжить». Именно такую тенденцию подтвердило исследование состояния рынка юридических услуг, проведенное в сентябре текущего года Информационным агентством «Правотудей». В исследовании приняли участие 52 респондента, представляющие как юридические компании разной величины, так и самозанятых лиц – адвокатов и частнопрактикующих юристов из разных областей Украины.
Так, 79% ответивших на вопросы исследователей отметили, что политическая ситуация в стране и события на юго-востоке оказали заметное влияние на их бизнес. Не ощутили какого-либо влияния чуть более 20% опрошенных.
На вопрос о том, как в целом изменилось состояние юридического бизнеса респондентов в 2014 году по сравнению с предыдущим годом без малого половина опрошенных (49%) ответила, что ситуация существенно ухудшилась, при этом 18% опрошенных отметили позитивную динамику своего бизнеса, а 33% не почувствовали каких-либо изменений.
28% участников опроса в этом году столкнулись с необходимостью закрытия или переноса офисов в связи с ситуацией в их регионе, либо падением рентабельности бизнеса в целом. При этом около 20%, наоборот, сообщили об открытии новых офисов, связанных с движением капитала и спросом на определенные услуги в других регионах. При этом характерный для кризисных времен процесс активизации слияний и поглощений в сегменте юридического бизнеса пока не наступил – только 4% опрошенных сообщили о происходящих в этом направлении изменениях.
Итак, описывая наиболее ощутимое влияние событий в стране на юридический бизнес, респондентами были выделены следующие тренды:
- падение инвестиционной активности, отток инвестиций;
- девальвация гривны, возрастание операционных расходов юридических фирм с валютной составляющей;
- падение благосостояния клиентов, урезание бюджетов на юридические услуги;
- приостановление сделок с иностранным элементом;
- нарушение договорных обязательств партнерами, связанными с определенными политическими силами;
- замораживание проектов (утрата клиентов) в регионах АТО и в Крыму;
- мобилизация сотрудников, внутреннее переустройство компаний;
- перенос (закрытие) офисов в регионах АТО и в Крыму;
- возрастание спроса на некоторые юридические услуги в связи с событиями на юго-востоке.
Согласно результатам исследования, падение доходности явилось следствием массового сокращения клиентами юридических фирм бюджетов на юридические услуги, с которым столкнулся каждый второй участник исследования (59%). Юристы отмечают общее снижение благосостояния и платежеспособности клиентов, сообщают о том, что клиенты разного уровня стараются сэкономить из-за неуверенности в завтрашнем дне. Многие респонденты лишились клиентуры в конфликтных регионах, где большинство предприятий сегодня находятся в состоянии стагнации.
Изменения коснулись и предпочитаемых клиентами форм оплаты юридических услуг. Сегодня подавляющее большинство клиентов предпочитают фиксированный тариф на юридические услуги (64%), тогда как стандартной почасовой оплате отводится лишь 16%, а абонентское обслуживание не превышает 12% в клиентских предпочтениях. В условиях экономии клиенты хотят максимально подробно понимать куда направляются их средства.
Пожалуй, наиболее выраженной тенденцией - ответом украинского юридического рынка на кризис, стало перепрофилирование (изменение специализации) компании либо ее переориентация на новые клиентские ниши. О своей активности в этом направлении заявила треть опрошенных (33%). Однако, по всей видимости, пока переориентация носит подготовительный характер, так как 44% опрошенных заморозили маркетинговую активность, а оставшееся большинство существенно снизило ее, соответственно урезав ряд статей маркетинговых бюджетов, что, очевидно, осложнит позиционирование в новых специализациях и нишах. Компании постепенно приходят к распространенной в 2008 концепции маркетинга с нулевым бюджетом.
В сфере управления персоналом, помимо ожидаемых сокращений, о которых заявили более 15% опрошенных, наметились и обратные процессы. Так, почти такое же количество респондентов (13%) сообщили об активизации процессов по привлечению персонала. Небольшое количество столичных юридических фирм, принявших участие в исследовании (6%), констатировали массовый отток персонала, связанный с переживаемым кризисом. 11% опрошенных сообщили об изменениях, произошедших в их руководящем составе. Ситуация с компенсациями среди опрошенных также варьируется. Об уменьшении затрат на оплату труда сообщили более 13% опрошенных, тогда как об обратном – 8%. 11% респондентов пришлось урезать социальные пакеты сотрудников.
Выживающий рынок сегодня изо всех сил пытается найти способы преодолеть кризисные времена с наименьшими потерями. Однако велосипед изобрести никто не пытается. Наиболее распространенные ответы на вопрос о том, что же необходимо делать бизнесу во время кризиса, оказались довольно прогнозируемыми. Так, искать новые решения и пути выхода из кризиса собираются 67% опрошенных, искать новые направления в бизнесе – 69%, оптимизировать расходы – 62%, а работать над повышением конкурентоспособности – 52%. Меньше всего участники опроса (1%) рассчитывают на помощь государства, и, несмотря на шаткое положение, лишь 2% опрошенных рассматривают вариант ухода с рынка.
Некоторые компании уже предприняли антикризисные меры, которые оценили как эффективные. Среди таковых указывались оптимизация расходов и повышение эффективности труда, заблаговременная передислокация офисов, переориентация на иностранную клиентуру для компенсации потерь на внутреннем рынке, уход в нишевую специализацию, активизация маркетинговых мероприятий.
Напоследок, исследование показало стремительное возрастание гражданской позиции юристов и уровня социальной ответственности юридического бизнеса на волне тревожных событий в Украине. Так, более 70% респондентов принимали и продолжают принимать активное участие в реализации социальных инициатив, связанных с конфликтом на юго-востоке Украины. Среди таких инициатив чаще всего упоминалась материальная помощь для обеспечения антитеррористической операции, трудоустройство лиц, переехавших из регионов юго-востока, pro-bono проекты по предоставлению юридических консультаций участникам АТО и беженцам, законопроектная работа, организация благотворительных мероприятий, финансовая поддержка волонтеров. Многие из таких инициатив приобрели регулярный характер. Например, некоторые юридические фирмы на ежемесячной основе отчисляют процент от дохода (2-4%) на поддержку бойцов АТО и волонтерских движений, покупку медикаментов, необходимого оснащения. Небольшое количество опрошенных из числа юридических фирм позволили себе в этот период сохранить «белые» зарплаты своим сотрудникам, что в нынешние времена можно без тени сомнений отнести к проектам в сфере социальной ответственности бизнеса.