ILF: Новый Трудовой кодекс может способствовать развитию латентной безработицы
Главная цель, которой нужно достичь в новом проекте Трудового кодекса (ТК) – это сбалансировать интересы работодателя и работника, а также предусмотреть эффективные механизмы социального диалога. Однако нынешняя редакция законопроекта далека от достижения этой цели. Такое мнение относительно проекта ТК высказал партнер ЮФ ILF, кандидат юридических наук Сергей Сильченко, специализирующийся в вопросах трудового права. Напомним, этот документ готовится к принятию во втором чтении.
Впрочем, некоторые важные для рынка труда проблемы новый проект ТК все же решит. Однозначно позитивным моментом в проекте является стремление законодателя на уровне кодекса максимально урегулировать вопросы, которые сейчас регламентированы подзаконными нормативными актами или обычаями делового оборота, считает Сергей Сильченко. Прежде всего, речь идет о процедуре приема на работу, перевода, увольнения, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности.
В проекте Трудового кодекса также предусмотрена презумпция существования трудовых отношений в случае, если таковые «прикрывались» гражданско-правовыми договорами. В соответствии с частью 10 статьи 6 проекта правом признавать гражданско-правовые отношения трудовыми наделяются органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства или суды.
«Документ содержит либеральные нормы, которые позволят легализовать трудовые отношения в малом бизнесе, правда, это станет возможным во многом за счет снижения гарантий трудовых прав работников. Например, работодатель (субъект малого предпринимательства) наделяется в кодексе правом самостоятельно устанавливать правила внутреннего распорядка, выплачивать заработную плату 1 раз в месяц. Он не обязан заключать коллективный договор», – рассказывает эксперт.
Вместе с тем проект Трудового кодекса содержит существенные недостатки. Так, например, он расширяет перечень оснований для увольнений работника. При этом некоторые из этих оснований носят спорный характер. Например, отсутствие человека на работе и информации о нем более 4-х месяцев является основанием для увольнения. Между тем, действующий Гражданский кодекс безвестно отсутствующим признает человека, о котором не было сведений более одного года.
По мнению Сергея Сильченко, проект предусматривает возможность по соглашению с работником устанавливать отпуск без сохранения заработной платы на срок прекращения работ, что фактически легализует латентную безработицу. «Есть риск, что работодатель будет понуждать работника уходить в долгосрочный неоплачиваемый отпуск под угрозой увольнения. Кроме того, в кодексе предусмотрен неэффективный способ разрешения трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам. Предусматривается, что решение должно приниматься консенсусом, однако это невыполнимо на практике. Ныне действующий КЗоТ предусматривает принятие решения большинством голосов, и именно такой механизм следует закрепить в проекте», – говорит юрист.
Проект во многом сохраняет декларативный характер в части обеспечения прав работников в сфере охраны труда, прав женщин с детьми, несовершеннолетних и инвалидов. Так, например, в соответствии со статьей 118 проекта сохранен запрет на увольнение с работы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 15 лет. Проект практически в полном объеме сохранил существующие правила исчисления и предоставления отпусков, хотя на практике они соблюдаются только в государственном секторе экономики.
«Сегодня единственной силой, способной защищать интересы работников, являются профсоюзы. Между тем, новый Трудовой кодекс ограничивает права новых и малочисленных профорганизаций, обеспечивая монополию Федерации профсоюзов Украины и ряда крупных всеукраинских организаций, многие из которых дискредитировали себя в глазах работников. Неудивительно, что многие положения нового ТК является предметом критики независимых профсоюзов», – отмечает партнер ILF.
Впрочем, некоторые важные для рынка труда проблемы новый проект ТК все же решит. Однозначно позитивным моментом в проекте является стремление законодателя на уровне кодекса максимально урегулировать вопросы, которые сейчас регламентированы подзаконными нормативными актами или обычаями делового оборота, считает Сергей Сильченко. Прежде всего, речь идет о процедуре приема на работу, перевода, увольнения, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности.
В проекте Трудового кодекса также предусмотрена презумпция существования трудовых отношений в случае, если таковые «прикрывались» гражданско-правовыми договорами. В соответствии с частью 10 статьи 6 проекта правом признавать гражданско-правовые отношения трудовыми наделяются органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства или суды.
«Документ содержит либеральные нормы, которые позволят легализовать трудовые отношения в малом бизнесе, правда, это станет возможным во многом за счет снижения гарантий трудовых прав работников. Например, работодатель (субъект малого предпринимательства) наделяется в кодексе правом самостоятельно устанавливать правила внутреннего распорядка, выплачивать заработную плату 1 раз в месяц. Он не обязан заключать коллективный договор», – рассказывает эксперт.
Вместе с тем проект Трудового кодекса содержит существенные недостатки. Так, например, он расширяет перечень оснований для увольнений работника. При этом некоторые из этих оснований носят спорный характер. Например, отсутствие человека на работе и информации о нем более 4-х месяцев является основанием для увольнения. Между тем, действующий Гражданский кодекс безвестно отсутствующим признает человека, о котором не было сведений более одного года.
По мнению Сергея Сильченко, проект предусматривает возможность по соглашению с работником устанавливать отпуск без сохранения заработной платы на срок прекращения работ, что фактически легализует латентную безработицу. «Есть риск, что работодатель будет понуждать работника уходить в долгосрочный неоплачиваемый отпуск под угрозой увольнения. Кроме того, в кодексе предусмотрен неэффективный способ разрешения трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам. Предусматривается, что решение должно приниматься консенсусом, однако это невыполнимо на практике. Ныне действующий КЗоТ предусматривает принятие решения большинством голосов, и именно такой механизм следует закрепить в проекте», – говорит юрист.
Проект во многом сохраняет декларативный характер в части обеспечения прав работников в сфере охраны труда, прав женщин с детьми, несовершеннолетних и инвалидов. Так, например, в соответствии со статьей 118 проекта сохранен запрет на увольнение с работы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 15 лет. Проект практически в полном объеме сохранил существующие правила исчисления и предоставления отпусков, хотя на практике они соблюдаются только в государственном секторе экономики.
«Сегодня единственной силой, способной защищать интересы работников, являются профсоюзы. Между тем, новый Трудовой кодекс ограничивает права новых и малочисленных профорганизаций, обеспечивая монополию Федерации профсоюзов Украины и ряда крупных всеукраинских организаций, многие из которых дискредитировали себя в глазах работников. Неудивительно, что многие положения нового ТК является предметом критики независимых профсоюзов», – отмечает партнер ILF.