Льготному проезду в автотранспорте быть или нет?
Этот вопрос адресуется одесским руководителям. В Полтавской области на него уже дан ответ.
Украинскому правительству законы не указ
Учитывая заслуги ветеранов войны в защите страны от немецких оккупантов, активному их труду в тылу, украинский парламент 22 октября 1993 года принял закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Этим документом были предусмотрены льготы ветеранам войны по оплате коммунальных услуг, бесплатное получение лекарств по рецепту врачей и многие другие льготы, которыми могли пользоваться лица этой категории, в том числе бесплатный проезд в автотранспорте на местных, междугородних и межобластных маршрутах.
Этот закон не нарушал ни один предыдущий Кабинет министров Украины, но вот пришли к власти так называемые демократы и решили пересмотреть действующий закон о социальной защите ветеранов войны. В государственном бюджете на 2015 год из него была удалена статья по финансированию льгот. Такая же ситуация сложилась и при принятии госбюджета на 2016 год. В нем тоже не предусмотрены средства по оплате льгот ветеранам войны. И что обидно, закон о государственном бюджете утвердили народные депутаты. Те, кто в своих предвыборных программах клятвенно обещали избирателям делать все, чтобы их жизнь не ухудшалась. Теперь видим, насколько далеки их слова от реальной жизни украинского народа.
Именно народные депутаты в конце декабря 2015 года приняли закон о некоторых изменениях в законопроекте, который переформирует правила предоставления всех льгот, в том числе и на проезд в городском и междугороднем транспорте. 31 декабря 2015 года Президент Украины Петр Порошенко подписал этот законопроект, который вошел в силу в нынешнем году.
Между прочим, у нас никто не отменил законодательство, предусматривающее ответственность служебных лиц Украины, допустивших нарушение Закон о социальной защите ветеранов войны и их семей. А ведь в основном Законе Украины подчеркнуто, что недопустимо принимать новый закон, который ухудшает материальное положение граждан.
Одесским руководителям стоить позаимствовать опыт полтавчан
В Полтаве, как и во всей Украине, самой неприятной новостью явилось то, что в новом году отменены льготы тем, кто ими заслуженно пользовался многие годы. Особенно городскую власть волновало то, что с автоперевозчиками не заключены договора на перевозку льготных лиц. На это не предусмотрены средства ни в государственном, ни в местных бюджетах. Городской голова Полтавы Александр Мамай назвал этот вопрос принципиальным. В связи с этим было принято решение городского совета выделить из муниципального бюджета средства для перевозки в городском транспорте льготной группы граждан.
Если для Полтавы эта проблема не была такой сложной, то для населенных пунктов области все оказалось труднее. Однако и местный губернатор Валерий Головко посчитал, что эту проблему необходимо решить как этого требует Закон и Конституция Украины.
Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» наряду с другими льготами, предусматривается льготный проезд в автотранспорте определенной категории лиц, - говорит Валерий Головко. - Однако в бюджете на 2016 год народные депутаты не предусмотрели финансирование этих льгот. Чтобы избежать социального напряжения, мы первыми в Украине пошли на такой шаг и предлагаем внедрить адресную помощь не только для участников АТО, а и остальным категориям, для которых это право предусмотрено законодательством. Речь идет о пассажирских перевозках на междугородних и межобластных маршрутах на расстояние более 50 километров. Избрали как раз вариант адресной помощи, ибо если идти путем возмещения льгот перевозчикам, то процедура затянется во времени. Адресная помощь удобна как для перевозчиков: он сразу получает средства за проезд, так и для льготников, ибо он сам корректирует число поездок и имеет право на любое место в автобусе.
Сам механизм адресной помощи прост: автотранспортное предприятие продает пассажиру льготный билет, в котором указывается номер льготного удостоверения, фамилия и инициалы льготника. Пассажир оплачивает полную стоимость билета, а затем в любое удобное время обращается в органы социальной защиты по месту жительства. Здесь он заполнит заявление, указывая способ, каким ему удобно оплатить за проезд, по банковской карточке или по почте. В течение 10-15 дней получит адресную помощь. Срок обращения в социальную службу не имеет значения: в январе или в конце года. Положенную ему сумму возвратят в любом месяце года.
В Полтавской области насчитывается 117 тысяч человек, кому положена льгота на проезде в автотранспорте. На эти цели, областной совет из своего бюджета выделил 8 миллионов гривен. Предусмотрено, что каждый льготник имеет право на бесплатный проезд 50 раз в год.
Возможно, и одесские власти последуют примеру полтавских коллег?