Королева коррупции как субъект ответственности: справки-счета в Украине
С ноября 2015 года в Украине были ликвидированы справки-счета. Данный факт был охарактеризован как «победа над королевой коррупции», о чем собственно министр внутренних дел и поделился в своем фэйсбуке. Однако, судя по отсутствию соответствующих расследований и задержаний за собственно коррупцию в среде чиновников от ГАИ на протяжении всего времени после ликвидации «мутной схемы» можно сделать вывод что «королева коррупции» являлась отдельным субъектом, осуществляла преступные коррупционные действия сама, а теперь побеждена и дело ее завершено. И фактически ликвидация преступной схемы на миллиарды гривен произошла «бескровно» для самих коррупционеров, кроме нескольких стрелочников, которые к тому же понесли наказание при «преступной власти».
Для начала немного истории.
С целью регулирования процесса продажи автотранспорта, в Украине, еще с начала 1990 годов действовала процедура оформления справок счетов. Контролирующим органом при этом являлся Департамент ГАИ МВД Украины (офис которого находится в Киеве по улице Лукьяновской 62), а точнее отдел по контролю над деятельностью МРЕВ в составе ДГАИ. Полномочия Департамента в области контроля были предусмотрены Постановлением КМУ №1388 от 1998 года и приказом МВД Украины №361 от 5 августа 2010 года. При этом функциями контроля фактически являлись полномочия передать продажу указанных документов в частные руки, и, разумеется, регулировать:
Претендентов на торговлю справками, которые необходимы при каждой сделке купли-продажи авто – «пропускать» лояльных и отсекать ненужных операторов;
Количество справок – счетов для каждого «участника рынка», чем ДГАИ фактически получил возможность устанавливать цены на окончательную услугу – продажу справки – счета для участников сделки по продаже авто.
Процесс принятия решений по выдаче разрешения на осуществление продажи справками выглядел следующим образом — на местах предварительное решение о выдаче (временном прекращении деятельности или закрытии) на такой вид деятельности принимали отделы по контролю деятельности МРЕВ областных управлений ГАИ (Начальник областного ГАИ). После, материалы направлялись на согласование в Департамент ГАИ, где принималось окончательное решении о выдаче разрешения и регистрации предприятия в едином реестре торгующих организаций. Как правило, такое решение принимал начальник ДГАИ или кто-то из его замов. И можно себе только представить чистоту беспристрастности подобных решений в той сфере, где в главе угла стояла «королева коррупции». По инсайдерской информации бывших работников, легально получить возможность аккредитации в указанной отрасли без взяток на всех уровнях было невозможно. Порядок получения разрешения на этот вид деятельности был подробно расписан в Постановлении КМУ № 1200 от 11.11.2009 года и приказе МВД Украины от 05.08.2010 № 361, но, по сути, выглядел следующим образом:
«Заход» в районную ГАИ и получение положительного акта обследования торгующей организации, согласно требованиям п.3.1 Приказа №361;
Знакомство с областным ГАИ и согласование положительного акта.
Направление отчета о проверке в Департамент ГАИ и окончательное согласование статуса, после чего внесение в соответствующий реестр информации о торгующей организации.
К слову приказом №361 был предусмотрен ряд процессуальных лазеек, чтобы наверняка отказать в регистрации, либо затянуть процесс, пока соискатель аккредитации не «созреет». Например, приказом предусмотрено наличие у организации площадки для «хранения принятого на комиссию автотранспорта, проведения предпродажной подготовки и его сервисного обслуживания». На практике у 80% организаций все это отсутствовало, ведь в основном это были физлица – предприниматели и банально не могли себе это финансово позволить. Никем такие правила не соблюдались – на практике торгующие организации покупали себе торговое место в самом МРЕВ или рядом с ним и выписывали справки-счета. Часто торгующие организации заключали фиктивные договоры с сертифицированными СТО или официальными дилерами, а проверяющие за соответствующее вознаграждение закрывали на все это глаза. Бывали даже случаи, когда у десятка организаций в одном регионе совпадали даже адреса проведения предпродажной подготовки, что исходя их количества выписанных ими справок-счетов даже теоретически невозможно. Соответственно не соблюдались требования и к помещениям, в которых должны были храниться бланки справок-счетов и многие владельцы авто помнят случаи когда справки выписывались «на колене» прямо в машине около МРЕВ или на автобазаре.
При этом функции областных органов ГАИ заключались как в первоначальной проверке организаций так и в последующих проверках, поэтому местный чиновник, как и руководство контролирующей структуры имели все рычаги чтобы «утопить» неугодную организацию в любой момент просто лишив ее аккредитации по причине «не прохождения проверки». Указанные рычаги были также прямо предусмотрены вышеуказанным приказом МВД Украины №361.
Доходность бизнеса и соответственно коррупционную составляющую можно себе представить ознакомившись со следующими цифрами:
Основной статьей коррупционных доходов была продажа бланков – при формальной себестоимости бланка справки в 29 гривен, стоимость продажи ее окончательному «потребителю» услуги составляла уже от 800 до 2000 гривен. Разница зависела от региона и дефицита справок, на что непосредственно влиял контролирующий орган, а именно ДГАИ отпуская лишь определенное количество документов лицензированным дистрибьюторам. Кроме этого областные ГАИ четко регулировали окончательную стоимость, которую могли называть торгующие организации и в случае демпинга использовали свои полномочия по контролю вплоть до закрытия неугодных торгашей. По словам компетентных лиц стоимость каждой проданной справки – счета имела в себе до 40% коррупционной составляющей – именно столько каждая торгующая организация в огромной европейской стране выплачивала наличными в областные ГАИ. При этом согласно официальному ответу Департамента ГАИ за полтора последние года существования бизнеса по продаже справок счетов (с 2014 по 2015) их было выдано почти миллион. Уже из этой цифры можно себе представить коррупционную составляющую рынка.
Превышение лимита бланков для торгующих организаций также приносило доход – изначально на каждую организацию выделялось всего 50 – 100 бланков. Каждый бланк выданный «сверху» стоял порядка 200 гривен, которые выплачивались торгующими организациями;
Кроме этого практически все проверки предприятий областными ГАИ и аккредитация в Департаменте ГАИ, все согласования и другие действия, которые должны были делать органы ГАИ в интересах торгующих организаций были платными.
«Бизнес» по продаже справок – счетов рос как на дрожжах и в последние годы количество торгующих организаций перевалило за 4000. Высокодоходность «отрасли» ознаменовалась в 2012 году небольшой революцией и изменением бенефициара – в апреле указанного года выгодополучателем стало ЦБДР АС при МВД Украины, это произошло по инициативе ныне экс замминистра МВД Ратушняка В.И. и согласно поручению №7922/1т от 24.04.2012 года. Однако в результате подковерной борьбы и после выявления «серьезных нарушений в работе ЦБДР (Центр безпеки дорожнього руху) АС МВД на основании приказа № 987 от 30.10.2012 Департамент ГАИ получил полномочия по контролю сферы обратно.
В результате указанной скрытой борьбы за контроль над денежной отраслью и были сняты с должностей пожалуй единственные лица, понесшие ответственность за работу на «королеву коррупции». При этом юридическая безукоризненность таких отставок / арестов вызывает определенные сомнения.
К примеру, как раз в период краткого периода полномочий ЦБДР АС был за коррупцию осужден исполняющий обязанности Центра Е.С.Макаренко. При этом значительное количество доказательств по уголовному делу, на которые ссылалось следствие, было получено в результате осуществления оперативно-розыскных действий, но без заведенного оперативно-розыскного дела, что является явным нарушением Закона «об оперативно розыскной деятельности». Кроме этого указанное лицо было осуждено как «лицо, занимающее ответственную должность», но по сути таковым не являлось.
Кроме этого к числу таких стрелочников можно отнести и начальника отдела по контролю над деятельностью МРЕВ Ермоленко М.И., но тому «повезло» и он был попросту отправлен на пенсию, хотя проработал на должности менее одного года работы.
И вот «Королева коррупции» побеждена и закрыта схема незаконного обогащения, работавшая больше десятилетия в Украине. Однако кроме вышеуказанных стрелочников, которых можно назвать не иначе как объектами коррупции и которые к слову были отправлены в отставку / осуждены еще прежней «преступной» властью нынешняя власть почему-то не стремится наказать тех, которые были субъектами коррупционной схемы продажи справок – счетов.