Юридичний портал

Выбор бизнес-школы: задачно-ориентированный подход

Выбирая соответствующую программу, следует мыслить не полярно «теория-практика», «дешево-дорого», «Украина-заграница», а задачно.

МВА-программа – флагманский продукт любой бизнес-школы. При правильном подходе к содержанию, подбору участников и организации практической части (преподаватели, кейсы, учебные визиты в различные страны и компании) дешевой она никак не может быть. Согласитесь, качественный образовательный продукт, в принципе, не может быть дешевым. 

В противном случае, это означало бы, что к его созданию привлечены либо не лучшие кадры, либо не самые новые наработки, либо логистика существенно «хромает», не говоря уже об атмосфере на территории бизнес-школы и поездках.

Выбирая соответствующую программу, следует мыслить не полярно «теория-практика», «дешево-дорого», «Украина-заграница», а задачно.

Если перед клиентом стоит задача по возможности остаться работать за рубежом, то и МВА получать логичнее там же. Отдельная история, когда крупные компании оплачивают сотрудникам учебу (в т. ч. зарубежные программы), чтобы привносить в управление бизнесом передовые практики.

В таком случае сотрудник может учиться за рубежом, а потом вернуться в компанию и применять полученные знания на своем рабочем месте. Но если у управленца есть задача работать и развиваться в Украине (при этом могут быть и зарубежные партнерства, и командировки, и прочие связи с развитыми рынками), то МВА имеет смысл получать в бизнес-школе, способной предлагать управленческие решения, которые будут работать в нашей стране именно сегодня.

Что предлагают в Украине

Украина как рынок сегодня далека от системности. Другими словами, стандартные, «обкатанные» решения в нашей стране не будут работать полноценно: конкуренция развита недостаточно во многих сегментах, регулирование неидеально, квалифицированные кадры часто в дефиците, деловая культура, work ethic (этика выполнения работы) в зачаточном состоянии.

И речь не в пессимизме, а в том, что отечественный бизнес работает в таких условиях, поэтому должен не просто копировать зарубежные практики, а «преломлять» их, учитывая ситуацию в стране и украинцев как общества.

Поэтому, выбирая украинскую бизнес-школу, следует обращать внимание на:

- содержание программ;

- международную аккредитацию;

- преподавательский состав (сочетание практического опыта в бизнесе с собственными научными наработками);

- партнерство с ведущими мировыми бизнес-школами;

- вовлеченность бизнес-школы в важные социальные и государственные обучающие программы;

- количество, разнообразие и качество корпоративных программ;

- подход к подбору участников;

- уровень взаимодействия с участниками и выпускниками;

- атмосферу в бизнес-школе в целом (ведь участники МВА-программ проводят там много времени).

Нужные связи и правильный обмен опытом

Львиная доля ответа лежит еще на этапе отбора участников программы. Согласно исследованиям, опубликованным Businessweek, Fast Company и другими международными деловыми изданиями, около половины всего обучения происходит за пределами аудитории – самостоятельно или в группах.

Да и качественная аудиторная работа зависит от того, кто сидит рядом с участником. При правильно продуманной программе связи можно завязать и в рамках первых практических групповых заданий, и в перерывах между ними. Кроме того, существенным стимулом для знакомства является интересная дискуссия и обмен опытом.

Правильно организованный обмен опытом в аудитории – первый шаг к сплочению группы участников. Дальше – больше: совместные проекты, учебные поездки и прочее.

Что лучше: онлайн или оффлайн-образование?

Опять-таки, все зависит от задач и целей. Онлайн-образование выбирают по определенным причинам: цена, гибкость процесса обучения и выполнения заданий, диплом. Однако отсутствует дискуссионный компонент, практические задания, проекты, знакомства. Программы в режиме «онлайн» и «оффлайн» некорректно сравнивать: это продукты для разных аудиторий и разных задач.

Практический опыт и научные наработки преподавателей

Поскольку программы бизнес-обучения предназначены для тех, кто работает в бизнесе взрослых людей, то в этой связи наилучший вариант - сочетание практического опыта и кейсов с научными наработками преподавателей (а не просто степенями). Преподаватели лучших бизнес-школ в Украине и за ее пределами имеют публикации, сами пишут кейсы, имеют консалтинговый и бизнес-опыт.

Кроме того, следует помнить, что Украина догоняет развитые страны по всем направлениям бизнес-обучения – от менеджмента до public relations. Поэтому бизнес-школе важно, помимо всего прочего, иметь доступ к качественной литературе, периодике и партнерскому опыту других образовательных проектов.

Окупаемость инвестиций в образование

В нашей стране окупаемость таких инвестиций нелинейная и происходит не сразу. Все-таки украинский рынок развивается «скачками» и часто по принципу «шаг вперед, два назад».

Но большинство участников всех видов программ выбирают их для инвестирования в свое развитие – как личное, так и профессиональное. Окупается это по-разному. Чаще всего в виде:

- новых бизнес-идей и партнерства;

- карьерного продвижения в своей компании;

- смены работы с повышением статуса и компенсации;

- реализации ответственных проектов и изменений в своей компании (развитие новых функций и департаментов, выход на новые рынки, др.);
идей для клиентских проектов (участников-консультантов) и др.

И это далеко не полный перечень. Важно понимать, что бизнес-образование – это стимул и ресурс для развития, а не панацея от всех карьерных бед. И к выбору программы нужно подходить с пониманием своей задачи как профессионала, возможностей применения полученных знаний и навыков, а также способности уделить время и усилия процессу обучения.



Читайте також