Юридичний портал

История проформы Gencon

История проформы Gencon

Исторически рейсовый чартер возник в ХVІ в., когда начало формироваться трамповое судоходство современного типа, то есть отделение роли купца от роли шкипера. Таким образом, потребовалось оформление договорных отношений между ними путем заключения договоров фрахтования. Проформы же стали разрабатываться в ХІХ в. с развитием промышленной революции.   

Специализированные и универсальные проформы

Договор фрахтования судна – это контракт, в котором интересы сторон имеют различную направленность. Хотя воля сторон совпадает (иначе не было бы договора), но интересы фрахтовщика (судовладельца, перевозчика) с одной стороны и фрахтователя – с другой, противоположны. Судовладелец заинтересован в регулярной эксплуатации судна в обыкновенном режиме его работы и содержания, определении географических ограничений в целях избежания повышенных морских рисков. Фрахтователь же заинтересован в максимальном по интенсивности использовании судна, в возможно более широком географическом районе. Таким образом, согласование всех условий договора морской перевозки груза – задача нелегкая, но ее решение облегчается наличием проформ чартеров.

Первоначально проформы чартеров строились так, что приходилось заполнять переменные условия перевозки путем внесения соответствующих положений в пробелы, оставленные по тексту чартера, который строился в логической последовательности постоянных условий. Это было не очень удобно, так что проформы чартеров подверглись усовершенствованию. На смену многим архаичным проформам пришли современные боксовые проформы, которые легко можно заполнять при помощи компьютерной техники.

И сейчас в случае перевозки груза, для которого существует соответствующая проформа, стороны договора фрахтования пользуются такой проформой.

Например:

– зерновые чартеры Norgrain, Centrocon, Austwheat, Synacomex, Euromed, Grainvoy;

– угольные чартеры Baltcon, GERMANCON-NORTH, Medcon, Nethcoal, Polcoalvoy, Sovcoal;

– рудные чартеры Genorecon, Meditore, Murmapatit, Orecon, Nipponore;

– чартеры для наливных грузов Intertankvoy, Asbatakvoy, BPvoy, Exxonvoy, Shellvoy, в том числе для химических грузов Biscoilvoy, Chamtankvoy, Imol;

– чартеры для удобрений Ferticon, Fertidutch, Fertisov, Fertivoy, Qafcocharter;

– лесные чартеры Nubaltwood, Ruswood, Sovconround;

– сахарные чартеры Caribbean Sugar, Cubasugar и др.

Стихийное творчество привело к разработке множества проформ, положения которых нередко были довольно туманными и противоречивыми. Настоящим прорывом стала разработка проформы универсального чартера Gencon. Эта проформа используется в основном при перевозке генеральных грузов, а также иных грузов, если нет специальной проформы, и вне зависимости от направления, почему она и характеризуется как проформа всеобщего универсального чартера. Впервые проформа Gencon была разработана Балтийской и Беломорской морской конференцией (БИМКО) в 1909 году по традиционной форме. В 1922 году проформа Gencon была впервые пересмотрена БИМКО, но осталась в той же традиционной форме, а в 1976 году ей была придана боксовая форма, и вторая часть стала содержать относительно неизменные стабильные юридические условия перевозки груза. В настоящее время широко используется проформа Gencon-94, пересмотренная БИМКО в 1994 году.

Первичная и последующие редакции Gencon

Мы упомянули выше, что проформа Gencon была разработана БИМКО в 1909 году. Единственный источник, где имеется такая информация, – работа Елены Хамазы (Совершенствование методического обеспечения выбора условий договора на морскую перевозку рыбопродукции). Вот что пишет Елена Хамаза: «Так как при перевозках рыбопродукции используется универсальная проформа «Дженкон», то рассмотрим этапы ее развития. Впервые эта проформа была принята в 1909 году, а затем пересматривалась в 1922, 1959, 1976 годах, а последняя редакция этого чартера отмечена в 1994 году» Остальные авторы считают, что проформа Gencon была разработана в 1922 году.

Такое единодушное игнорирование очевидного не слишком странно, поскольку редакция 1909 года оказалась недоступной. Однако и для ученых, и для практиков должно быть совершенно ясно, что в 1922 году проформа Gencon была не впервые опубликована, а впервые пересмотрена, о чем прямо указано в самой проформе: «Пересмотрена в 1922 году – As revised 1922». Последняя редакция Gencon 1994 года доступна на официальном веб-сайте БИМКО.

Первая из доступных редакций – Gencon 1922 года. Эта редакция была принята также Комитетом по документации Палаты судоходства Соединенного Королевства и рекомендована к использованию для заключения сделок с 15 сентября 1922 года. В ней содержалось 15 статей, а также общие оговорки: о забастовке, военная оговорка и ледовая оговорка. В послевоенный период стали заключаться договоры рейсового фрахтования с использованием проформы Gencon с аддендумами, содержащими дополнительные статьи. Несмотря на некоторые критические замечания, проформа Gencon становилась все более популярной. Именно она и получила наибольшее распространение. В частности, при перевозках грузов соцстран на их судах. Наиболее важные дополнительные статьи были согласованы в Бухаресте в 1957 году, дополнены в Берлине в 1959 году и приняты в Москве в 1961 году. В окончательной редакции, рекомендованной 15 мая 1959 года, известной как Проформа 1959 года, универсальный рейсовый чартер Gencon имел 33 статьи, в том числе статью «Об арбитраже» (статья 33). Об ограниченном характере этой редакции отчетливо говорит содержание этой статьи: «Любой спор, возникший по данному чартеру, должен быть передан в арбитраж в стране ответчика в соответствии с арбитражными и процедурными правилами в этой стране либо, по согласованию между сторонами, в любой из социалистических стран».

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ в. в чартерные проформы начала внедряться серьезная инновация. Они получили так называемую «боксовую» форму. Проформа Gencon была одной из первых проформ, которые приобрели новаторскую боксовую форму. В 1976 году была опубликована новая редакция Gencon, принятая также комитетом по документации Японской судоходной биржи. Это способствовало дальнейшему росту популярности Gencon. С условиями первой части, которая часто называется мини-чартер и имеет значение в основном коммерческое, корреспондируются статьи второй части, содержащие условия, имеющие преимущественно юридический характер. К этой, последней, группе условий относятся условия, которые имеют весьма стабильный характер, что не лишает стороны фрахтовой сделки изменять их, отменять либо добавлять новые условия путем заключения аддендума или райдера. Во второй части проформы имеет место нумерация строк контракта, так что для упрощения понимания внесенных изменений в аддендуме или райдере ссылаются на соответствующие номера строк, отпечатанных типографским способом. Разумеется, первая часть проформы (мини-чартер) играет весьма значительную роль не только в коммерческом и оперативном плане, но также в правовом, в особенности тогда, когда возникает спор по исполнению контракта. В первой части обыкновенно имеется ссылка на аддендум с указанием его обязательности для сторон. Условия аддендумов и райдеров имеют приоритет по сравнению с условиями чартера, напечатанными типографским способом. Мелкие изменения можно вносить в проформу чартера путем простого вычеркивания соответствующего текста или наоборот – впечатывания в текст новых положений.

Последняя редакция (Gencon-94), как упоминалось выше, была принята БИМКО в 1994 году. Боксовая форма, разумеется, была сохранена и насчитывает 26 боксов, а в завершение отводится место для подписей сторон договора. Вторая часть содержит 19 статей. Для сравнения можно отметить, что в редакции Gencon 1976 года был лишь 21 бокс и 17 статей второй части. Вообще, последняя редакция Gencon-94 вобрала в себя последние достижения морской практики и права, существовавшие на то время. Правда, в июне 2015 года БИМКО провел техническое реформирование второй части Gencon-94 путем сокращения количества строк почти в два раза, не касаясь содержания текста проформы.  

Заключение

Разумеется, проформа Gencon не идеальна по своему содержанию. В ее адрес не утихает критика, причем иногда довольно основательная. Однако эта проформа универсального рейсового чартера наиболее популярна, хотя имеются и другие универсальные проформы чартеров. Представленный беглый анализ истории проформы универсального рейсового чартера Gencon может вызвать интерес юристов, как практикующих в сфере морского права, так и теоретиков – ученых маринистов, как опытных участников международной морской торговли, так и начинающих специалистов в этой области. Настоящая публикация может рассматриваться как введение к дискуссии или более пространному исследованию проформ рейсового чартера. 

Читайте також