Не закрывать глаза на проблему жестокого обращения милиции с детьми групп риска
Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»
С начала 2010 года в Украине работает проект, в рамках которого украинские, польские и немецкие эксперты ищут пути преодоления проблемы применения незаконного насилия к детям групп риска со стороны сотрудников украинской милиции.
Наиболее уязвимы для насилия со стороны правоохранителей дети, находящиеся в конфликте с законом и социальные сироты – те, кто в силу различных причин не может рассчитывать на помощь своих родителей или опекунов. Опыт общественных организаций, входящих в «Правозащитную детскую сеть Донбасса» показывает, что практически ни один контакт детей данных групп с милиционерами не обходится без нарушений со стороны последних. Спектр их достаточно широк: от психологического давления и незаконного задержания до жестокого обращения, которое – увы - нередко можно было бы квалифицировать как пытки. Но в том-то и дело, что доказать применение к таким детям ненадлежащего обращения чрезвычайно сложно. В нарушение своих обязательств перед мировым сообществом Украина до сих пор не создала эффективного механизма правовой защиты, доступного для представителей этих уязвимых групп. Страдая от произвола милиции эти дети, тем не менее, не готовы свидетельствовать в суде против своих истязателей, которые в силу своего опыта и положения имеют гораздо больше возможностей «выйти сухими из воды» чтобы потом отомстить юным «искателям справедливости». Ситуация усугубляется и молчаливым одобрением общества – большая часть украинцев не считают применение насилия к детям в конфликте с законом неприемлемой практикой. Напротив – «разумная» жестокость считается хорошим средством воспитания и профилактики подростковой преступности.
Для того, чтобы попытаться найти пути решения этой проблемы украинские эксперты неправительственных организаций, работающих в сфере оказания помощи детям групп риска, вместе с представителями Министерства внутренних дел собрались со своими польскими и немецкими коллегами, чтобы обсудить европейский опыт помощи детям уязвимых групп и возможность применения наилучших западных практик в украинском контексте. В результате этой встречи была сформирована трехсторонняя экспертная группа, которая поставила себе задачей разработку рекомендаций для украинского правительства по внедрению европейских стандартов обращения с детьми групп риска. Работа над рекомендациями еще не закончена, но мы смогли пообщаться с несколькими экспертами проекта «Действия в интересах детей групп риска: опыт Польши, Германии и Украины» и узнать их мнение по данной проблеме.
Констанце Фритш, представитель берлинского Центр координации помощи детям и молодежи, уверен, что для предупреждения пыток, насилия и превышения полномочий сотрудников милиции по отношению к детям улицы, следует систематически фиксировать нарушения прав ребенка милицией. Эту функцию, по его мнению, могла бы выполнять небольшая независимая мониторинговая группа, сформированная на базе неправительственной организации или ассоциации таких организаций. Независимость подобной структуры можно было бы обеспечить финансированием не за счет государственного бюджета, а за счет средств украинских или международных частных фондов. Украинское же Министерство внутренних дел, по мнению господина Шритша, могло бы предоставить данной структуре помещения или иную техническую помощь. Сотрудники таких пунктов мониторинга могут собирать и систематизировать доказуемую информацию о случаях применения пыток и превышения полномочий со стороны милиции по отношению к детям улицы, используя признанные во всём мире методики. Кроме того, функцией сотрудников данной структуры было бы проведение бесед с пострадавшими детьми и выявление, таким образом, случаев злоупотреблений. При этом необходимо выяснять, что конкретно пережил ребенок или подросток, и как можно подробнее описывать случаи милицейского произвола. Констанце Шритш уверен, что проблему можно проанализировать тем точнее, чем тщательнее будут задокументированы обстоятельства случаев превышения полномочий. Цель подобных мониторинговых структур состоит в том, чтобы накопить верифицируемую и достоверную информацию, которая в последствии будет способствовать разрешению проблемы. После того, как фактическая и аналитическая информация будет собрана в достаточном количестве, работу можно будет переносить на политический уровень.
Виктория Федотова, руководитель макеевской общественной организации «М.Арт.Ин-клуб», координатор «Правозащитной детской сети Донбасса» уверена, что данная проблема не из тех, что решаются легко, поскольку является порождением системы, которая формировалась десятилетиями. Виктория уже более 10 лет руководит организацией, оказывающей помощь детям улиц, и не понаслышке знает о проблеме незаконного насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. По её словам, наиболее часто жертвами превышения полномочий милиционерами становятся дети из «проблемных» семей, сироты и дети, совершившие правонарушения (или подозреваемые в совершении наказуемых деяний). Трудность доказывания фактов незаконного насилия, по мнению Виктории, обусловлена тем, что такое отношение к детям групп риска воспринимается и самими детьми и обществом, как социальная норма. Играют роль и психологические факторы: так, например, дети считают, что заслуживают такое отношение и не склонны сообщать о подобных фактах. Примерно так же смотрят на проблему и законные представители этих детей (а чаще всего это директора интернатских учреждений, или «неблагополучные» родственники, которые не могут или не хотят обеспечить этим детям необходимого ухода и защиты) – нередко они тоже считают, что их воспитанники достойны такого отношения. Одной из важных причин существования проблемы Виктория Федотова называет и несовершенство украинского законодательства: процедуры обращения с детьми групп риска, их процессуальные гарантии и полномочия сотрудников милиции в подобных ситуациях, по мнению Виктории, необходимо регламентировать более четко. Нужно создавать нормативные акты, которые будут детально описывать действия милиции при контактах с детьми групп риска. Повлиять на проблему, по словам Виктории Федотовой, могло бы и ужесточение санкций по отношению к законным представителям детей, которые игнорируют свои обязанности. Очень важным компонентом стратегии решения проблемы эксперт называет просветительские программы для детей упомянутых категорий и милиционеров тех подразделений, которые наиболее часто контактируют с ними.
Проект продолжается, и мы продолжаем общественную дискуссию по данной проблеме. В следующих материалах мы познакомим вас с точкой зрения других экспертов-правозащитников и представителей милицейского ведомства. Ознакомится с другими материалами проекта «Действия в интересах детей групп риска: опыт Польши, Германии и Украины» вы можете на сайте Правозащитного центра «Поступ» - организации, координирующей усилия международной команды экспертов: http://postup.lg.ua/diyi-v-interesah-ditey-grup-riziku-dosvid-polshchi-nimechchini-ta-ukrayini
С начала 2010 года в Украине работает проект, в рамках которого украинские, польские и немецкие эксперты ищут пути преодоления проблемы применения незаконного насилия к детям групп риска со стороны сотрудников украинской милиции.
Наиболее уязвимы для насилия со стороны правоохранителей дети, находящиеся в конфликте с законом и социальные сироты – те, кто в силу различных причин не может рассчитывать на помощь своих родителей или опекунов. Опыт общественных организаций, входящих в «Правозащитную детскую сеть Донбасса» показывает, что практически ни один контакт детей данных групп с милиционерами не обходится без нарушений со стороны последних. Спектр их достаточно широк: от психологического давления и незаконного задержания до жестокого обращения, которое – увы - нередко можно было бы квалифицировать как пытки. Но в том-то и дело, что доказать применение к таким детям ненадлежащего обращения чрезвычайно сложно. В нарушение своих обязательств перед мировым сообществом Украина до сих пор не создала эффективного механизма правовой защиты, доступного для представителей этих уязвимых групп. Страдая от произвола милиции эти дети, тем не менее, не готовы свидетельствовать в суде против своих истязателей, которые в силу своего опыта и положения имеют гораздо больше возможностей «выйти сухими из воды» чтобы потом отомстить юным «искателям справедливости». Ситуация усугубляется и молчаливым одобрением общества – большая часть украинцев не считают применение насилия к детям в конфликте с законом неприемлемой практикой. Напротив – «разумная» жестокость считается хорошим средством воспитания и профилактики подростковой преступности.
Для того, чтобы попытаться найти пути решения этой проблемы украинские эксперты неправительственных организаций, работающих в сфере оказания помощи детям групп риска, вместе с представителями Министерства внутренних дел собрались со своими польскими и немецкими коллегами, чтобы обсудить европейский опыт помощи детям уязвимых групп и возможность применения наилучших западных практик в украинском контексте. В результате этой встречи была сформирована трехсторонняя экспертная группа, которая поставила себе задачей разработку рекомендаций для украинского правительства по внедрению европейских стандартов обращения с детьми групп риска. Работа над рекомендациями еще не закончена, но мы смогли пообщаться с несколькими экспертами проекта «Действия в интересах детей групп риска: опыт Польши, Германии и Украины» и узнать их мнение по данной проблеме.
Констанце Фритш, представитель берлинского Центр координации помощи детям и молодежи, уверен, что для предупреждения пыток, насилия и превышения полномочий сотрудников милиции по отношению к детям улицы, следует систематически фиксировать нарушения прав ребенка милицией. Эту функцию, по его мнению, могла бы выполнять небольшая независимая мониторинговая группа, сформированная на базе неправительственной организации или ассоциации таких организаций. Независимость подобной структуры можно было бы обеспечить финансированием не за счет государственного бюджета, а за счет средств украинских или международных частных фондов. Украинское же Министерство внутренних дел, по мнению господина Шритша, могло бы предоставить данной структуре помещения или иную техническую помощь. Сотрудники таких пунктов мониторинга могут собирать и систематизировать доказуемую информацию о случаях применения пыток и превышения полномочий со стороны милиции по отношению к детям улицы, используя признанные во всём мире методики. Кроме того, функцией сотрудников данной структуры было бы проведение бесед с пострадавшими детьми и выявление, таким образом, случаев злоупотреблений. При этом необходимо выяснять, что конкретно пережил ребенок или подросток, и как можно подробнее описывать случаи милицейского произвола. Констанце Шритш уверен, что проблему можно проанализировать тем точнее, чем тщательнее будут задокументированы обстоятельства случаев превышения полномочий. Цель подобных мониторинговых структур состоит в том, чтобы накопить верифицируемую и достоверную информацию, которая в последствии будет способствовать разрешению проблемы. После того, как фактическая и аналитическая информация будет собрана в достаточном количестве, работу можно будет переносить на политический уровень.
Виктория Федотова, руководитель макеевской общественной организации «М.Арт.Ин-клуб», координатор «Правозащитной детской сети Донбасса» уверена, что данная проблема не из тех, что решаются легко, поскольку является порождением системы, которая формировалась десятилетиями. Виктория уже более 10 лет руководит организацией, оказывающей помощь детям улиц, и не понаслышке знает о проблеме незаконного насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. По её словам, наиболее часто жертвами превышения полномочий милиционерами становятся дети из «проблемных» семей, сироты и дети, совершившие правонарушения (или подозреваемые в совершении наказуемых деяний). Трудность доказывания фактов незаконного насилия, по мнению Виктории, обусловлена тем, что такое отношение к детям групп риска воспринимается и самими детьми и обществом, как социальная норма. Играют роль и психологические факторы: так, например, дети считают, что заслуживают такое отношение и не склонны сообщать о подобных фактах. Примерно так же смотрят на проблему и законные представители этих детей (а чаще всего это директора интернатских учреждений, или «неблагополучные» родственники, которые не могут или не хотят обеспечить этим детям необходимого ухода и защиты) – нередко они тоже считают, что их воспитанники достойны такого отношения. Одной из важных причин существования проблемы Виктория Федотова называет и несовершенство украинского законодательства: процедуры обращения с детьми групп риска, их процессуальные гарантии и полномочия сотрудников милиции в подобных ситуациях, по мнению Виктории, необходимо регламентировать более четко. Нужно создавать нормативные акты, которые будут детально описывать действия милиции при контактах с детьми групп риска. Повлиять на проблему, по словам Виктории Федотовой, могло бы и ужесточение санкций по отношению к законным представителям детей, которые игнорируют свои обязанности. Очень важным компонентом стратегии решения проблемы эксперт называет просветительские программы для детей упомянутых категорий и милиционеров тех подразделений, которые наиболее часто контактируют с ними.
Проект продолжается, и мы продолжаем общественную дискуссию по данной проблеме. В следующих материалах мы познакомим вас с точкой зрения других экспертов-правозащитников и представителей милицейского ведомства. Ознакомится с другими материалами проекта «Действия в интересах детей групп риска: опыт Польши, Германии и Украины» вы можете на сайте Правозащитного центра «Поступ» - организации, координирующей усилия международной команды экспертов: http://postup.lg.ua/diyi-v-interesah-ditey-grup-riziku-dosvid-polshchi-nimechchini-ta-ukrayini