Инвестиционная привлекательность бизнеса: правила для собственников и инвесторов
Татьяна Павлюк, президент Федерации оценщиков бизнеса и интеллектуальной собственности, собственник Оценочной компании «Аверти»
Как определить «точки повышенной опасности» в бизнесе, и можно ли повысить его привлекательность для будущих инвесторов? Наверное, этот вопрос волнует всех собственников бизнеса. В целом, инвестиционно- привлекательным является бизнес с рентабельностью выше среднего. Т.е. тот бизнес, который среди подобных может обеспечить большую отдачу на вложенный капитал. Но, бывает, что на дату оценки предприятие по финансовым показателям не выделяется среди прочих, однако, исходя из дополнительной информации, обладает замечательным потенциалом роста. Например, есть площади, которые пока не используются либо используются неэффективно, закупается сырье по завышенной цене и т.п. Как правило, это относится к проблемам неэффективного управления бизнесом, что вполне решаемо.
Поэтому с задачей повышения инвестиционной привлекательности напрямую связана задача выявления внутренних резервов предприятия, т.е. факторов, за счет которых можно увеличить финансовую отдачу от бизнеса. Основные направления при этом – увеличение доходов при одновременной оптимизации затрат. Вцелом, вопросы повышения эффективности бизнеса лежат с трех плоскостях:
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ: КРИЗИС (НЕ)ПОМЕХА
В нынешних кризисных условия, не каждый бизнес может себе позволить привлечь банковский кредит под 20 % и выше. Где же взять инвестиции и на что обращать внимание при разработке антикризисной инвестиционной стратегии компании? Помните, нестандартные решения могут стать залогом успеха и весомым конкурентным преимуществом. Можно порекомендовать несколько стратегий.
1. Компания ориентируется исключительно на собственные средства, с возможными вливаниями собственников (процентный или беспроцентный заем, безвозвратная помощь и т.п.). В силу понятных причин, не может рассматриваться как регулярное финансирование. Собственная накопленная прибыль компании используется для расширения доли рынка. Также можно привлекать временно свободные средства своих подразделений, дочерних компаний, либо напротив – материнской компании. Вариант малоприбыльный, но и малорискованный.
2. Компании-партнеры объединяют свои финансовые ресурсы для реализации масштабного проекта, например, выход на новые рынки сбыта. Вариант не приемлем для мелких компаний, более рискованный, однако может принести хорошую прибыль.
3. Компания ориентирована на смешанное финансирование, при этом использует все доступные в каждый определенный момент времени адекватные по стоимости источники заемных средств – кредиты, займы и т.п. Характерно для капиталоемкого стабильного бизнеса, при реализации инновационных проектов.
Какую из стратегий применить - все зависит от того, на что вы можете рассчитывать – только внутренние резервы или вам доступно и «по карману» заемное финансирование или долевое участие инвестора. Если приемлемы все варианты – сравнивайте, взвешивайте все плюсы и минусы, так как однозначного положительного варианта или универсального рецепта не существует.
КАКОЙ БИЗНЕС ПОКУПАТЬ?
При выборе объекта инвестирования, бизнеса для покупки или сферы, в которой планируется открытие нового бизнеса важно вначале ответить на два ключевых вопроса: а что вы умеете и что вам нравится? Приобретать нужно тот бизнес, для которого вы будете эффективным собственником. Это значит, что лучше вкладывать деньги в тот вид деятельности, который вам хорошо знаком, еще лучше – если вы знаете его досконально. И обязательно – чтобы это вам было по вкусу.
К тому же наверняка, эти знания пришли к вам в результате личного опыта, а значит, вы осознаете не только возможности и риски этой деятельности, но и знаете людей, в ней задействованных, и их можно привлечь в новую компанию. Значение человеческого ресурса трудно переоценить, именно профессиональный, мотивированный коллектив может стать фундаментом будущего успеха.
Приобретая бизнес (или начиная его с нуля), вы должны прибавить к своим знаниям, опыту и навыкам нечто, что не удалось в достаточной степени вложить в него прежним собственникам – ту изюминку, креативную идею, которая позволит вам выделиться на рынке и занять свою нишу. Помните, наиболее удачными покупками становятся компании, которые при продаже носили все признаки неэффективного управления, и которые с новыми собственниками получили необходимую составляющую успешного перспективного бизнеса – видение перспективы, идеи для бизнеса, амбиции и талант.
Как определить «точки повышенной опасности» в бизнесе, и можно ли повысить его привлекательность для будущих инвесторов? Наверное, этот вопрос волнует всех собственников бизнеса. В целом, инвестиционно- привлекательным является бизнес с рентабельностью выше среднего. Т.е. тот бизнес, который среди подобных может обеспечить большую отдачу на вложенный капитал. Но, бывает, что на дату оценки предприятие по финансовым показателям не выделяется среди прочих, однако, исходя из дополнительной информации, обладает замечательным потенциалом роста. Например, есть площади, которые пока не используются либо используются неэффективно, закупается сырье по завышенной цене и т.п. Как правило, это относится к проблемам неэффективного управления бизнесом, что вполне решаемо.
Поэтому с задачей повышения инвестиционной привлекательности напрямую связана задача выявления внутренних резервов предприятия, т.е. факторов, за счет которых можно увеличить финансовую отдачу от бизнеса. Основные направления при этом – увеличение доходов при одновременной оптимизации затрат. Вцелом, вопросы повышения эффективности бизнеса лежат с трех плоскостях:
- производство (отвечает ли наш выпуск имеющимся мощностям? Оптимальна ли наша себестоимость?),
- финансы (управление дебиторской и кредиторской задолженностями)
- сбыт (есть ли план маркетинга, работа с клиентами и т.п.).
- «человеческий фактор» (кадровый потенциал).
- не допускать роста сроков погашения дебиторской задолженности при одновременном сокращении сроков погашения кредиторской;
- не финансировать долгосрочные покупки краткосрочными кредитами;
- не занимать деньги дороже, чем ваша внутренняя доходность;
- уделять внимание привлечению новых клиентов не забывать о существующих, поскольку удержание уже лояльного к компании клиента, как правило, обходится гораздо дешевле, чем привлечение нового.
- ведение управленческого учета на предприятии как основе принятия любого управленческого решения;
- бюджетирование;
- управление дебиторской и кредиторской задолженностями;
- управление запасами;
- финансовая прозрачность, дисциплина и внутрикорпоративные коммуникации.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ: КРИЗИС (НЕ)ПОМЕХА
В нынешних кризисных условия, не каждый бизнес может себе позволить привлечь банковский кредит под 20 % и выше. Где же взять инвестиции и на что обращать внимание при разработке антикризисной инвестиционной стратегии компании? Помните, нестандартные решения могут стать залогом успеха и весомым конкурентным преимуществом. Можно порекомендовать несколько стратегий.
1. Компания ориентируется исключительно на собственные средства, с возможными вливаниями собственников (процентный или беспроцентный заем, безвозвратная помощь и т.п.). В силу понятных причин, не может рассматриваться как регулярное финансирование. Собственная накопленная прибыль компании используется для расширения доли рынка. Также можно привлекать временно свободные средства своих подразделений, дочерних компаний, либо напротив – материнской компании. Вариант малоприбыльный, но и малорискованный.
2. Компании-партнеры объединяют свои финансовые ресурсы для реализации масштабного проекта, например, выход на новые рынки сбыта. Вариант не приемлем для мелких компаний, более рискованный, однако может принести хорошую прибыль.
3. Компания ориентирована на смешанное финансирование, при этом использует все доступные в каждый определенный момент времени адекватные по стоимости источники заемных средств – кредиты, займы и т.п. Характерно для капиталоемкого стабильного бизнеса, при реализации инновационных проектов.
Какую из стратегий применить - все зависит от того, на что вы можете рассчитывать – только внутренние резервы или вам доступно и «по карману» заемное финансирование или долевое участие инвестора. Если приемлемы все варианты – сравнивайте, взвешивайте все плюсы и минусы, так как однозначного положительного варианта или универсального рецепта не существует.
КАКОЙ БИЗНЕС ПОКУПАТЬ?
При выборе объекта инвестирования, бизнеса для покупки или сферы, в которой планируется открытие нового бизнеса важно вначале ответить на два ключевых вопроса: а что вы умеете и что вам нравится? Приобретать нужно тот бизнес, для которого вы будете эффективным собственником. Это значит, что лучше вкладывать деньги в тот вид деятельности, который вам хорошо знаком, еще лучше – если вы знаете его досконально. И обязательно – чтобы это вам было по вкусу.
К тому же наверняка, эти знания пришли к вам в результате личного опыта, а значит, вы осознаете не только возможности и риски этой деятельности, но и знаете людей, в ней задействованных, и их можно привлечь в новую компанию. Значение человеческого ресурса трудно переоценить, именно профессиональный, мотивированный коллектив может стать фундаментом будущего успеха.
Приобретая бизнес (или начиная его с нуля), вы должны прибавить к своим знаниям, опыту и навыкам нечто, что не удалось в достаточной степени вложить в него прежним собственникам – ту изюминку, креативную идею, которая позволит вам выделиться на рынке и занять свою нишу. Помните, наиболее удачными покупками становятся компании, которые при продаже носили все признаки неэффективного управления, и которые с новыми собственниками получили необходимую составляющую успешного перспективного бизнеса – видение перспективы, идеи для бизнеса, амбиции и талант.