Юридичний портал

Характерные ошибки при создании офшорных компаний

Иван Мовляк, Ассоциированный партнер, Международная юридическая служба Interlegal
Вячеслав Лебедев, Консультант, Международная юридическая служба Interlegal
 
Хотя история офшорных компаний насчитывает уже сотни полторы лет, в нашей стране подобная культура стала развиваться только в 90-х г.г. ХХ в. с внедрением в экономику рыночных механизмов. Рыночные основы нашей экономики и до сих пор не являются настолько прочными, чтобы можно было свободно и уверенно утверждать, что бизнес в Украине достаточно защищен.

В современных условиях интернационализации бизнеса и глобализации экономических и социальных процессов без офшорных компаний не обходится не только крупный, но и средний, и даже мелкий бизнес. Оптимизация налогообложения, защита от рейдерства, эффективное использование бренда, безопасное инвестирование, в том числе в украинскую экономику – это далеко не полный перечень преимуществ, которые обеспечивает создание офшорной компании, то есть компании, зарегистрированной в офшорной юрисдикции. Конечно, этот перечень может быть дополнен такими целями, как: ослабление административного и валютного контроля со стороны государства, свободное использование банковских счетов и создание законных и вполне правомерных безналоговых схем, а также сохранение секретности в факте контроля над компанией. Однако создание офшорных компаний стало столь популярным делом, что некоторые инвесторы даже не задумываются над тем, с какой целью создается офшорная компания. Это и есть грубейшая ошибка при создании офшорной компании. Разумеется, в этом виноват не только и не столько инвестор, сколько провайдер услуг. Юридические фирмы и налоговые консультанты должны детально разъяснять инвесторам, что создание офшорной компании – не самоцель. Конечно, бизнесмены должны прислушиваться к этим разъяснениям и понимать их, хотя бы в общих чертах. Когда слышишь от знакомого примерно такой текст: «Вот зарегистрировал офшорку, а мне контрагенты говорят, что не будут платить за товары на такую фирму. Что теперь с нею делать?», - диву даешься. О чем же раньше Вы думали? Где были Ваши консультанты? Непонятно.

После принципиального решения о создании офшорной компании нужно принять решение о том, в какой юрисдикции ее создать. Эти вопросы, несомненно, взаимосвязаны. От того, с какой целью создается компания зависит и то, в какой юрисдикции ее следует регистрировать. Очень многие бизнесмены небезразличны к имиджу офшорной юрисдикции, где регистрируется компания. В этом отношении Ганс Титмайер, бывший президент Бундесбанка, разбил все офшорные юрисдикции на три класса в зависимости от их надежности, то есть зарегулированности.

В первый класс входят Гонконг, остров Гернси, остров Джерси, Дублин, остров Мэн, Люксембург, Швейцария и Сингапур. В этих развитых юрисдикциях действует квалифицировано разработанное и сложное законодательство, серьезный государственный контроль и довольно строгие ограничения на ведение бизнеса. В них только признаются налоговые льготы для нерезидентов.

Ко второму классу относятся менее зарегулированные юрисдикции, такие как: Андорра, Барбадос, Бахрейн, Гибралтар, Мальта, Монако, бывшие и настоящие английские колониальные и полуколониальные владения и т.п. юрисдикции, в которых возможности для оптимизации налогообложения гораздо выше и которые предоставляют гораздо более широкие возможности для защиты капитала. 

Наконец, к третьему классу относятся остальные офшорные юрисдикции, где напрочь может отсутствовать налогообложение, банковский и валютный контроль, требования к корпоративной отчетности, да и вообще все формальности крайне упрощены. Например: Аруба, Белиз, Коста-Рика, Лихтенштейн, Маршалловы острова и Антильские острова, Панама, Сейшельские острова и другие, как правило, небольшие страны.

Таким образом, имеется некоторая корреляция в плане респектабельности и надежности офшорной юрисдикции, с одной стороны, и возможностями для маневра, - с другой, то есть возможности для маневра у бизнеса убывают с возрастанием надежности юрисдикции. 

Конечно, эта зависимость не столь однозначна, в частности, потому что многие страны меняют свое законодательство и могут переходить в другой класс подобной классификации. Так, Кипр,  несколько осложнил внутреннее законодательство и стал гораздо более респектабельной юрисдикцией в последнее время.

Итак, юрисдикция для регистрации офшорной компании выбрана правильно, и Вы нашли хорошего провайдера-консультанта. Теперь встают вопросы, связанные формой компании и управлением ею. На этом этапе возникают задачи, требующие особо творческого отношения, часто связанные с конкретными обстоятельствами, которые могут ограничивать выбор бизнесмена. Во всяком случае, мы можем рекомендовать на этом этапе окончательно разработать схему ведения бизнеса, которая впоследствии, разумеется, может уточняться, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и т.д. и т.п.

В самом общем плане, тем не менее, можно сделать несколько полезных замечаний.

Избитое выражение: «Как Вы яхту назовете, так она и поплывет» не теряет своей актуальности. Название компании – это ее лицо, первое впечатление, которое она создает и которое часто много говорит о самой фирме, поскольку во многих странах существует требование «истинности фирмы». В частности, как правило, нельзя зарегистрировать компанию, название которой в точности повторяет название уже существующей фирмы, либо очень близкое к нему и т.д. 

Как правило, офшорные компании регистрируются в форме корпораций с ограниченной ответственностью. Это значит, что корпорация отвечает по своим обязательствам только собственным имуществом, а на имущество учредителей компании должники не могут претендовать. Наиболее распространенные аббревиатуры такого рода: Inc., Ltd., AG, GmbH, BV, NV, S.A. Хотя имеются и в этом отношении редчайшие исключения. Так, на Каймановых островах требование указывать на ограниченную ответственность в названии корпорации отсутствует.

В подавляющим большинстве юрисдикций нельзя использовать в названии корпорации название страны. В странах с монархической формой правления недопустимо использовать в названии фирмы слова: королевский, дворцовый и т.п., могущие быть истолкованными как указывающие на особое покровительство двора или членов монархической семьи, а также правительства или нации в целом (например: National, Governmental, Royal, Council). Разумеется, если Ваша фирма не является по роду деятельности банком, трастом, страховой или строительной корпорацией, то нельзя употреблять в ее названии слова: Bank, Trust, Insurance (Assurance), Building Company и т.п. 

Это ограничение также довольно строго соблюдается в отношении благотворительных организаций, различного рода реестров, торговых (торгово-промышленных) палат, кооперативов, а также учебных и им подобных заведений (Charity, Register, Chamber of Commerce, Cooperative, University, Institute, College etс.). Правда, без исключений и в этом отношении не обошлось. Так, в штате Делавэр можно назвать банком корпорацию, которая и не собирается заниматься банковским делом; слово «траст» можно употребить в названии компании, которая отнюдь не представляет собой компанию, занимающуюся доверительным управлением. 

На Багамских островах, в Панаме, в Ирландии, а также в штате Невада тоже довольно свободно можно употреблять слова: Trust, Institute, Banсorporation, а на острове Ниуэ, островах Теркс и Кайкос можно создать корпорацию с названием на любом языке; на Ниуэ и островах Сент-Кристофер и Невис можно зарегистрировать фирму, название которой будет содержать слово «страховая», хотя она не будет оказывать услуги страховщика. 

Разумеется, это все мы упомянули как некую экзотику, которой далеко не всегда можно, а тем более далеко не всегда целесообразно, пользоваться.

В заключение
          
Все же наиболее распространенными ошибками при создании и использовании офшорных компаний является слишком агрессивное налоговое планирование или выбор неподходящей юрисдикции.

Что касается выбора юрисдикции, то он, в первую очередь, напрямую зависит от тех целей, которые преследует клиент и уровня развития его бизнеса, что обязательно необходимо принимать во внимание, дабы созданная компания в итоге не оказалась бесполезной:

(1)  «Компания-кошелек» - как правило, компания из безналоговой юрисдикции (Белиз, BVI, Панама и пр.), практически единственной целью которой является аккумуляция средств от различных видов бизнеса, осуществляемого через другие офшорные и не офшорные компании и предоставляющая достаточную степень конфиденциальности информации о её собственниках; как правило, используется собственниками, владеющими совместным бизнесом через какой-либо холдинг либо в качестве учредителя торговой (операционной) компании, для вывода прибыли из зоны операционных (коммерческих) рисков;

(2)  Торговая (операционная) компания:

a. опять же, это может быть классический безналоговый офшор для тех видов бизнеса, где и заказчики, и поставщики работают используя такие же компании, или где не возникает каких-либо законодательных сложностей вести расчеты с таким офшором (например, приобретение панамской компанией товаров в Китае с поставкой их в Украину); или

b. компания из более респектабельной юрисдикции (Великобритания, Кипр и т.д.) и, возможно, даже с общеевропейским номером плательщика НДС, в случае осуществления торговли (оказания услуг) в пределах Евросоюза или с покупателями/заказчикам из Евросоюза и т.д.

(3)  Холдинговая компания – своего рода «компания кошелек» для более развитого бизнеса, включающего, помимо аккумуляции (и последующего распределения в пользу собственников) чистой прибыли, также и владение другими компаниями, недвижимостью, правами интеллектуальной собственностью и т.д.

(4)  Инвестиционный инструмент – компания, использующаяся для осуществления инвестиций в бизнес, например, путем предоставления процентных займов и пр.

Как видите, принцип «достаточно одной таблэтки» в выборе юрисдикции и построении схемы бизнеса не работает. Если существовала бы такая «одна таблетка», которой было бы достаточно, для всех случаев, о ней бы всем уже давно стало известно и вопрос выбора (построения схемы) отсутствовал бы как таковой.  
 

Читайте також