Об изменении процедуры государственных закупок
Александр Бондарь, юрист юридической компании «Правовой Альянс»
4 апреля 2013 г. на выездной сессии парламента был принят проект Закона Украины № 0884 «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон).
В соответствии с пояснительной запиской к Закону необходимость его принятия вызвана потребностью в дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере государственных закупок, в частности относительно поддержания отечественного производителя при осуществлении процедуры государственных закупок.
Законом вносятся изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» в части установления квалификационных критериев для участников, а именно: критерий «наличие оборудования и материально-технической базы» дополняется словами «в том числе собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины».
В соответствии с п. 2 Закона он вступает в силу с дня, следующего за днем его опубликования в официальном издании, и действует до 31 декабря 2015 г., то есть вышеуказанное дополнительное требование устанавливается на период до конца 2015 г.
Таким образом, в случае подписания Закона Президентом Украины все участники государственных закупок для того, чтобы принимать участие в конкурсных торгах, должны будут соответствовать квалификационным критериям, которые будут установлены заказчиком, в том числе иметь собственные производственные мощности и/или центры по обслуживанию на территории Украины.
Это значит, что зарубежные компании смогут принимать участие в конкурсных торгах только при условии, что разместят на территории нашей страны «собственные производственные мощности и/или центры обслуживания». Может ли такое требование рассматриваться как дискриминационное по отношению к ним?
В соответствии с частью 1 ст. 5 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» отечественные и зарубежные компании принимают участие в процедуре закупок на равных условиях. Часть 3 ст. 5 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» предусматривает, что заказчик не может устанавливать дискриминационные условия к участникам.
Сторонники Закона, конечно, придерживаются мнения, что вышеуказанные требования распространяются как на резидентов, так и на нерезидентов. Следовательно, какая дискриминация? Однако разница в том, что зарубежным компаниям еще предстоит разместить свои производственные мощности и/или сервисные центры на территории Украины. При этом в Законе не предусмотрен переходной период. Возникает вопрос и относительно целесообразности дополнительных инвестиций, учитывая тот факт, что указанные требования устанавливаются только до конца 2015 г.
Вопрос о том, почему такие требования устанавливаются именно на такой срок, похоже, тоже не имеет ответа.
Следует отдельно отметить, что ни действующее законодательство Украины, ни принятый парламентом Закон не содержат определения терминов «собственные производственные мощности» и «центры обслуживания». Таким образом, возможно неоднозначное понимание содержания Закона. Например, следует ли понимать под собственными производственными мощностями арендуемые мощности? Идет ли речь о полном цикле производства или определенном его этапе? О каких именно центрах обслуживания идет речь?
Таким образом, помимо установления, на наш взгляд, дискриминационных условий по отношению к нерезидентам, Закон не обеспечивает реализацию принципа правовой определенности, который является одним из столпов верховенства права.