Новые Йорк-Антверпенские правила по общей аварии
Новая редакция свода правил по общей аварии выгодно отличается тем, что учитывает новейший опыт в сфере отношений по поводу общей аварии, а также интересы сторон, заинтересованных в их урегулировании, в том числе страховщиков. Подробно об этом Артур Ницевич, Партнер, адвокат Международной юридической службы Interlegal в эксклюзивной колонке для портала ЦТС.
Общеизвестно, что Йорк-Антверпенские правила представляют собой свод правил, регулирующих институт общей аварии. Особую заинтересованность в правовом регулировании этого института проявляют страховщики, которых представляет на международной арене Международный союз морского страхования (IUMI - International Union of Marine Insurance). Дело в том, что в случае возникновения чрезвычайного морского происшествия, признанного общей аварией, сумма убытков увеличивается примерно на 10-30% в связи с начислением процентов, комиссионных и вознаграждения диспашера. Таким образом, можно сказать, что общая авария имеет свою собственную стоимость для страховщиков, которые возмещают ущерб, возникающий у всех сторон общего морского предприятия, как заинтересованных в грузе, так и в судне, а также у сторон, рискующих фрахтом. К тому же сбор информации о судне, стоимости груза и общеаварийных расходах и других общеаварийных убытках, последующий перерасчет всех затрат и возмещений по общей аварии – все это занимает время, обыкновенно в несколько лет, если авария крупная, что препятствует быстрому урегулированию претензий к страховщику.
В то же время, своего рода «хранителем» Йорк-Антверпенских правил является Международный морской комитет (CMI - Comite Maritime International). Именно CMI разрабатывает и принимает на своей сессии новую редакцию этого свода правил. В 2004 году была принята новая редакция Йорк-Антверпенских правил (YAR 2004). Хотя YAR 2004 получили некоторую популярность, особенно в Америке, и способствовали снижению стоимости общей аварии более чем на 20% в среднем, в силу нескольких причин они не были включены в проформы договоров морской перевозки груза, которые разрабатывает Балтийский и международный морской совет (BIMCO - Baltic and International Maritime Council). В значительной мере именно поэтому судовладельцы, особенно европейские, игнорируют YAR 2004, предпочитая использовать версию Йорк-Антверпенских правил 1994 года YAR 1994, хотя она и устарела.
Йорк-Антверпенские правила 2016 года
Пожалуй, именно IUMI вел наиболее широкую кампанию вот уже более 20 лет по совершенствованию редакции Йорк-Антверпенских правил. В целях урегулирования вопросов, связанных с инновацией Йорк-Антверпенских правил, в 2012 году рабочая группа CMI решила полностью пересмотреть положения Йорк-Антверпенских правил, в результате чего был создан новый свод правил (Йорк-Антверпенские правила 2016 года - YAR 2016). На своей сессии в Нью-Йорке 6 мая 2016 года CMI принял YAR 2016. Новая редакция свода правил по общей аварии выгодно отличается тем, что учитывает новейший опыт в сфере отношений по поводу общей аварии, а также интересы сторон, заинтересованных в их урегулировании, в том числе страховщиков. Удовлетворение в связи с утверждением YAR 2016 выразили и BIMCO, и IUMI.
К наиболее важным преимуществам новой редакции Йорк-Антверпенских правил относятся следующие инновации:
- Проценты начисляются ежегодно по ставке ЛИБОР в первый банковский день каждого года в валюте урегулирования претензии плюс 4%. В случае урегулирования претензии в долларах США YAR 2016 предусматривают ставку в 5,18%, по сравнению с 7% согласно YAR 1994 и 2,5% согласно YAR 2004.
- Комиссионные сборы в 2% больше не будут возмещаться. Это одна из весьма немногочисленных новелл, внесенная YAR 2004, которая сохранилась и в YAR 2016.
- Внедрены меры, способствующие ускорению процесса урегулирования общей аварии, например: исключение малоценных грузов из взноса в общую аварию, если стоимость их включения превышает стоимость их взноса, а также прозрачный процесс оценивания диспашером отчислений по общей аварии при отсутствии информации у сторон.
Эти инновации приветствуются страховщиками. В то же время, некоторые их предложения учтены не были. Этот краткий анализ показывает лишь основные моменты YAR 2016, экономическое значение которых достаточно ясно для страховщиков. Комплексное исследование YAR 2016 впереди. Ведь потребуется немало времени для их внедрения в договора перевозки груза, хотя BIMCO уже объявил о готовности включить их в свои проформы. Если YAR 2016 приживутся, мы продолжим их рассмотрение, исследуя наиболее значительные юридические инновации.
Специально для ЦТС - Центр Транспортных Стратегий.