Рынок юридических услуг: реакция на кризис
Алексей Бежевец, партнер ЮК «Правовой Альянс»
Наталья Докучаева, менеджер по развитию ЮК «Правовой Альянс»
В период экономического спада юридический бизнес ощутил необходимость вкачественном обновлении, пересмотре и оптимизации всех имеющихся вналичии ресурсов, выработке новой эффективной и результативнойстратегии развития.
Участники рынка начали «перестройку» сдетального анализа собственных побед и промахов, анализа рынка,клиентуры и ее первоочередных потребностей.
Независимымиспециалистами в области юридического маркетинга и менеджмента,профессиональными ассоциациями и внутренними отделами юридическихкомпаний были проведены маркетинговые исследования, благодаря которымочертился круг внешних факторов, влияющих на эффективность стратегийразвития юридического бизнеса.
Наталья Докучаева, менеджер по развитию ЮК «Правовой Альянс»
В период экономического спада юридический бизнес ощутил необходимость вкачественном обновлении, пересмотре и оптимизации всех имеющихся вналичии ресурсов, выработке новой эффективной и результативнойстратегии развития.
Участники рынка начали «перестройку» сдетального анализа собственных побед и промахов, анализа рынка,клиентуры и ее первоочередных потребностей.
Независимымиспециалистами в области юридического маркетинга и менеджмента,профессиональными ассоциациями и внутренними отделами юридическихкомпаний были проведены маркетинговые исследования, благодаря которымочертился круг внешних факторов, влияющих на эффективность стратегийразвития юридического бизнеса.
Один из опросов, проведенных среди ТОП-менеджеров украинских компаний(16-ть респондентов), использующих в своей работе услуги внешнихюридических советников, выявил следующие тенденции в отношениях«клиент-юридическая фирма»:
1. Клиенты ожидают в ближайшем будущем запуска новых проектов и видят потребность в оптимизации налогообложения.
2. Клиенты ожидают в ближайшем будущем использования юридических услуг преимущественно в следующих областях:
Приэтом, клиенты считают, что в ближайшем будущем не будут особовостребованы юридические услуги в таких сферах, как: земельное право,M&A, договорное право. Следует также отметить, что торговая маркане является основополагающим критерием при выборе клиентом юридическойфирмы.
Результаты проведенных исследований дают основанияпредполагать, что топ-менеджеры украинских юридических фирм уверены вследующем:
1. Факторы, существенно влияющие на юридические фирмы:
2. Стратегические альтернативы, считающиеся наиболее целесообразными для юридических компаний в период экономического спада:
Профессор менеджмента Оливер Чэстэйн(Wharton) в одной из публикаций отмечает, что сегодня большинствоклиентов пытается договориться о конкретной стоимости юридическихуслуг. В таком случае авансовая оплата представляется приемлемой.Чэстэйн также обращает внимание на то, что сфера юриспруденции невсегда основывалась на почасовой форме оплаты. До Второй мировой войныоплата, основанная на почасовых ставках, была исключением в юридическойдеятельности. «В сегодняшней обстановке клиенты хотят получать большевыгоды за свои деньги, а это означает, что почасовая оплата, по всейвероятности, не лучший способ определения стоимости услуг» - говоритЧэстэйн.
Свое согласие с позицией г-на Чейстена высказала СьюзенХэкетт, генеральный советник Ассоциации корпоративных юристов США,которая согласилась с необходимостью выработки нового подхода к оплатеюридических услуг.
В свою очередь, Марк Дембовский, Лондонскийпартнер и главный стратег фирмы Reed Smith, выразил обеспокоенностьтем, что текущий кризис и последовательные сокращения штата могутпрепятствовать выработке юридическими фирмами новых методов и видовуслуг, которые были бы жизнеспособны в будущем.
Другимитенденциями в развитии бизнес-стратегий юридических фирм,предопределенными периодом экономического спада, становятся тотальнаяоптимизация бюджетов и пересмотр корпоративных ценностей.
Вместес тем, исследование, проведенное Ernst & Young в мае 2009 среди 117компаний, работающих в Украине, показало, что 33 % респондентоврасценивают кризис как период появления новых возможностей для бизнеса.
При этом, 78 % респондентов все же сокращают административные расходы, 62 % - сокращают расходы на маркетинг и продажи.
Согласноисследованию, с уменьшением коммерческих доходов фирмы начинаютвнимательней сосредотачиваться на отношениях с клиентами и на развитииновых продуктов и услуг. 52 % респондентов в мае, и 32 % - в февралеупомянули о важности развития и запуска новых продуктов или услуг.
Ещеодно исследование, заслуживающее внимания, было проведено в 2009 годуMartindale-Hubbell среди старших директоров или менеджеров корпораций встранах Центральной и Восточной Европы. Согласно результатамисследования, корпоративные юристы в этих регионах при выборе ипривлечении внешнего юридического советника основываются на следующихфакторах:
Вопреки этому, это исследованиепоказало, что юридические фирмы не стремятся получить обратную связь отсвоих клиентов и не настраивают систему двусторонних коммуникацийдолжным образом. Только 5% респондентов ответили, что их юридическаяфирма понимает все правильно, когда дело доходит до проведения опросовоб удовлетворенности клиента работой с ними. Этот факт, безусловно,необходимо взять на заметку юридическим фирмам, которые беспокоятся оразвитии клиентских отношений.
Как утверждает профессормаркетинга Лоран Мольер (Париж, Франция), для юридических фирм насталивремена изменений, а следовательно, времена новых возможностей.
Всвоем исследовании г-н Мольер предлагает 10 подсказок, призванныхпомочь ТОП-менеджерам юридических фирм в управлении бизнесом во времякризиса:
1. Клиенты ожидают в ближайшем будущем запуска новых проектов и видят потребность в оптимизации налогообложения.
2. Клиенты ожидают в ближайшем будущем использования юридических услуг преимущественно в следующих областях:
- судебные споры,
- налогообложение,
- трудовое право,
- право интеллектуальной собственности.
- цена,
- качество,
- опыт,
- рекомендации коллег,
- экспертиза в необходимой области.
- низкий уровень профессионализма,
- невыполнение работы в срок.
Приэтом, клиенты считают, что в ближайшем будущем не будут особовостребованы юридические услуги в таких сферах, как: земельное право,M&A, договорное право. Следует также отметить, что торговая маркане является основополагающим критерием при выборе клиентом юридическойфирмы.
Результаты проведенных исследований дают основанияпредполагать, что топ-менеджеры украинских юридических фирм уверены вследующем:
1. Факторы, существенно влияющие на юридические фирмы:
- связи в государственных органах,
- корпоративная атмосфера на фирме,
- отношения с деловыми партнерами,
- профессиональная компетентность юристов,
- экономическая ситуация как в Украине, так и во всем мире.
2. Стратегические альтернативы, считающиеся наиболее целесообразными для юридических компаний в период экономического спада:
- интенсификация маркетинговых действий,
- агрессивная стратегия развития, введение новых услуг,
Профессор менеджмента Оливер Чэстэйн(Wharton) в одной из публикаций отмечает, что сегодня большинствоклиентов пытается договориться о конкретной стоимости юридическихуслуг. В таком случае авансовая оплата представляется приемлемой.Чэстэйн также обращает внимание на то, что сфера юриспруденции невсегда основывалась на почасовой форме оплаты. До Второй мировой войныоплата, основанная на почасовых ставках, была исключением в юридическойдеятельности. «В сегодняшней обстановке клиенты хотят получать большевыгоды за свои деньги, а это означает, что почасовая оплата, по всейвероятности, не лучший способ определения стоимости услуг» - говоритЧэстэйн.
Свое согласие с позицией г-на Чейстена высказала СьюзенХэкетт, генеральный советник Ассоциации корпоративных юристов США,которая согласилась с необходимостью выработки нового подхода к оплатеюридических услуг.
В свою очередь, Марк Дембовский, Лондонскийпартнер и главный стратег фирмы Reed Smith, выразил обеспокоенностьтем, что текущий кризис и последовательные сокращения штата могутпрепятствовать выработке юридическими фирмами новых методов и видовуслуг, которые были бы жизнеспособны в будущем.
Другимитенденциями в развитии бизнес-стратегий юридических фирм,предопределенными периодом экономического спада, становятся тотальнаяоптимизация бюджетов и пересмотр корпоративных ценностей.
Вместес тем, исследование, проведенное Ernst & Young в мае 2009 среди 117компаний, работающих в Украине, показало, что 33 % респондентоврасценивают кризис как период появления новых возможностей для бизнеса.
При этом, 78 % респондентов все же сокращают административные расходы, 62 % - сокращают расходы на маркетинг и продажи.
Согласноисследованию, с уменьшением коммерческих доходов фирмы начинаютвнимательней сосредотачиваться на отношениях с клиентами и на развитииновых продуктов и услуг. 52 % респондентов в мае, и 32 % - в февралеупомянули о важности развития и запуска новых продуктов или услуг.
Ещеодно исследование, заслуживающее внимания, было проведено в 2009 годуMartindale-Hubbell среди старших директоров или менеджеров корпораций встранах Центральной и Восточной Европы. Согласно результатамисследования, корпоративные юристы в этих регионах при выборе ипривлечении внешнего юридического советника основываются на следующихфакторах:
- Когда дело доходит до оплачиваемогочаса, корпоративные юристы в Центральной и Восточной Европе солидарны вмнении со своими коллегами из Западной Европы. Более чем в 90% случаевклиент стремится к большей предсказуемости в расходах на юридическоесопровождение, большинство (53%) предпочитают оплату в фиксированнойформе (выраженную в заранее согласованной сумме), 38% предпочитаютпочасовую оплату с надбавкой. Основанное на стоимости оказанных услугвыставление счетов (7 %) не является популярным в этом регионе.
- Согласноподобным исследованиям, в Западной Европе в более чем в 80% юридическихдепартаментов существует формальный оценочный процесс для привлечениявнешних юридических советников. И все же, в Центральной и ВосточнойЕвропе лишь в 17% юридических отделов корпораций созданы и используютсясписки формально одобренных внешних юридических фирм. Почти половинареспондентов (44 %) вообще не имеет опыта работы с такими списками.
- Дляклиента, выбирающего внешнего советника, главным фактором становитсяспособность выполнения порученных заданий вовремя. Далее следуют такиефакторы, как ‘понимание бизнеса клиента’, ‘доверие к советнику' и'качество обслуживания клиента’. Таким образом, клиенты нуждаются вовнешних советниках, способных предоставить максимально высокое качествообслуживания.
- Подход юридической фирмы к поставленному вопросу;
- Качество командной работы в юридической фирме,
- Понимание отрасли/индустрии клиента;
- Понимание собственного бизнеса юридической фирмы.
Вопреки этому, это исследованиепоказало, что юридические фирмы не стремятся получить обратную связь отсвоих клиентов и не настраивают систему двусторонних коммуникацийдолжным образом. Только 5% респондентов ответили, что их юридическаяфирма понимает все правильно, когда дело доходит до проведения опросовоб удовлетворенности клиента работой с ними. Этот факт, безусловно,необходимо взять на заметку юридическим фирмам, которые беспокоятся оразвитии клиентских отношений.
Как утверждает профессормаркетинга Лоран Мольер (Париж, Франция), для юридических фирм насталивремена изменений, а следовательно, времена новых возможностей.
Всвоем исследовании г-н Мольер предлагает 10 подсказок, призванныхпомочь ТОП-менеджерам юридических фирм в управлении бизнесом во времякризиса:
- Поддерживайте продажи: используйте всевозможности для улучшения коммерческой работы штата, а также для того,чтобы сделать партнеров и старших специалистов активными "продавцами".
- Упростите ценообразование: не используйте сложные модели ценообразования, которые отвлекают клиентов.
- Следитеза цифрами: постоянно контролируйте денежные потоки, затраты времени,проведенного с клиентами, управляйте оперативные расходами.
- Упроститепроцессы: согласовывайте финальные процессы с клиентом в режимеон-лайн, таким образом улучшая технологические и рабочие процессы, атакже делясь знаниями.
- Используйтеинновационный и недорогой маркетинг: корпоративный веб-сайт, маркетингэлектронной почты, социальные сети, электронные сети и блоги.
- Изучите IT: используйте бесплатное программное обеспечение для нережимных рабочих потребностей, сэкономьте на IT.
- Тренируйтесьдля лучшей производительности: партнеры и старшие партнеры должныобучаться для улучшения производительности (например, эффективноиспользовать программное обеспечение).
- Повысьтепроизводительность сотрудников: используйте инструменты построениякоманды, управляйте работой штата (оценка работы, индивидуальные планыи т.д.), изучите политику тайм-менеджмента, контролируйте использованиеПК для работы.
- Альтернатива расширению штата: используйте юридический штат для решения неюридических задач там, где это возможно.
- Увольнение штата: рассмотрите частичное отстранение от работы как альтернативу увольнению.
- Развитиеменеджмента отношений с Клиентом (CRM), включающее создание баз данныхклиенто, рейтингование, перекрестные продажи, юридическую ибизнес-аналитику, налаживание системной обратной связи с клиентом;
- Наем профессионального маркетингового персонала;
- Внимание к информации и более эффективное ее использование (управление знаниями, портфолио клиентов);
- Управление и сохранение человеческих ресурсов фирмы (внутренний маркетинг, привлечение новых талантов).