Нові пільги з ЄСВ відповідно до Закону України «Про зайнятість населення»
По информации Goldblum and Partners
Разработка и принятия нового профильного закона о занятости населения были направлены, прежде всего, на решения целого ряда социальных вопросов в стране.
К вопросам, которые предлагаются решить Законом Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 (далее по тексту – «Закон»), относятся, в частности, проблемы высокого уровня теневого трудоустройства в Украине, выплата заработных плат «в конвертах», большого уровня экономически неактивного населения трудоспособного возраста, трудоустройства социально незащищенных слоев населения, а также проблема существенного уровня безработицы молодежи.
Среди механизмов, которые содержатся в Законе и направлены на решение и минимизацию вышеуказанных проблем, Закон предусматривает предоставление работодателям, которые трудоустраивают безработных лиц, определенных льгот по уплате единого социального взноса.
1. Общая 50%-ая льгота по уплате ЕСВ.
Ч.3 ст.24 Закона установлено, что работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не менее 3-х минимальных заработных плат за каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения уровня заработной платы в размере не менее 3-х минимальных заработных плат за каждое такое лицо ежемесячно за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Украины, компенсируются фактические расходы в размере 50% суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен.
Анализируя данное положение Закона, можно прийти к заключению, что для получения указанной льготы в размере 50%-ой компенсации единого социального взноса, работодатель должен одновременно выполнить 3 условия:
- на протяжении 12 месяцев создавать новые рабочие места;
- фактически трудоустраивать на них работников;
- на протяжении этих же 12 месяцев выплачивать таким работникам заработную плату в размере не менее 3-х минимальных заработных плат.
В то же время в случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель утрачивает право на компенсацию.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.1 Закона под новым рабочим местом понимается рабочее место, которое создано в связи с созданием нового субъекта хозяйствования (кроме того, который создан путем прекращения) или увеличением штатной численности работников при условии отсутствия сокращения (уменьшение) среднемесячной численности за предыдущие 12 месяцев, а также созданное путем модернизации или изменения технологии производства, которые нуждаются в новых знаниях, навыках и умениях работника.
К сожалению, Закон не конкретизирует количество рабочих мест, которое предприятие должно создать на протяжении года, чтобы получить право на такую компенсацию. Из текста данного положения неясно, имеет ли право предприятие, которое на протяжении года создало одно рабочее место, претендовать на компенсацию, или оно должно создать минимум два новых рабочих места. Нерешенным в Законе также остался вопрос относительно порядка предоставления такой компенсации: ч.3 ст. 24 Закона в одном абзаце говорит о 50%-ой компенсации работодателю расходов на уплату единого социального взноса, в другом абзаце данная часть статьи указывает на право работодателя на уменьшения единого социального взноса. В тоже время, Закон указывает, что сам порядок такой компенсации утверждается Кабинетом Министров Украины. На данный момент такой порядок Кабинетом Министров Украины не утвержден.
2. 100%-ая льгота по уплате ЕСВ для работодателей, трудоустраивающих недостаточно конкурентоспособных граждан.
Льготу по уплате единого социального взноса Закон также предусматривает для работодателей, которые трудоустраивают на новые рабочие места недостаточно конкурентоспособных граждан Украины.
Так, в соответствии со ст. 26 Закона работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место граждан, указанных в ч.1 ст. 14 Закона (кроме тех, которые определены п. 7 ч.1 ст. 14), и которым предоставлен статус безработного, по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, которая реализует государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, сроком не менее чем на два года ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен.
В ч.1 ст.14 Закон приводит четкий перечень недостаточно конкурентоспособных граждан, трудоустраивая которых работодатель получает право на вышеуказанную льготу. К таким гражданам Закон относит следующих лиц:
- один из родителей или лицо, которое их заменяет и:
- имеет на иждивении детей в возрасте до 6 лет;
- воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 годов или ребенка-инвалида;
- удерживает без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);
- дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, в виде исключения, приниматься на работу;
- лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения;
- молодежь, которая закончила или прекратила учебу в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, освободилась из срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев по завершении или прекращение учебы или службы) и которая впервые принимается на работу;
- лица, которым к наступлению права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" осталось 10 и менее лет;
-инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
Таким образом, для получения указанной ежемесячной льготы работодателю необходимо одновременно выполнить 3 следующие условия:
- создать новое рабочее место;
- трудоустроить на это рабочее место безработного гражданина из вышеуказанного перечня по направлению местного центра занятости;
- обеспечить трудоустройство такого гражданина на протяжении не меньше 2 лет.
Закон предусматривает, что компенсация работодателю расходов на уплату единого социального взноса выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства такого гражданина. При этом в случае увольнения работника, за которого выплачивалась такая компенсация, по инициативе работодателя или по соглашению сторон до окончания двухлетнего срока со дня трудоустройства сумма выплаченных средств возвращается в полном объеме в соответствующий бюджет в зависимости от источника компенсации или на его рабочее место по направлению местного центра занятости в пределах двухлетнего срока трудоустраивается другой безработный.
В тоже время указанна выше компенсация не выплачивается в 2 случаях:
- работодатель имеет задолженность по уплате единого социального взноса и/или пенсионных взносов;
- работодатель признан в установленном порядке банкротом или относительно него возбуждено дело о банкротстве.
3. 100%-ая льгота по уплате ЕСВ для работодателей, трудоустраивающих безработных в приоритетных видах экономической деятельности.
Закон также предусматривает льготу по уплате единого социального взноса для субъектов малого предпринимательства, которые трудоустраивают безработных по направлению центра занятости на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности.
Так, ч.2 ст.27 Закона установлено, что субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают безработных сроком не менее чем два года по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, которая реализует государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен.
К субъектам малого предпринимательства относятся физические лица-предприниматели и юридические лица со средним количеством работников в год до 50 лиц и годовым доходом до 10 мил. евро (ч.2 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины).
Как и в случае работодателей, трудоустраивающих недостаточно конкурентоспособных граждан Украины, при увольнении работника, за которого выплачивалась такая компенсация, по инициативе работодателя до окончания двухлетнего срока со дня трудоустройства сумма выплаченных средств возвращается в полном объеме в соответствующий бюджет в зависимости от источника компенсации или на его рабочее место по направлению местного центра занятости в пределах двухлетнего срока трудоустраивается другой безработный.
Компенсация расходов на уплату единого социального взноса не выплачивается в 2 случаях:
- работодатель имеет задолженность по уплате единого социального взноса и/или пенсионных взносов;
- работодатель признан в установленном порядке банкротом или относительно него возбуждено дело о банкротстве.
Порядок компенсации и перечень приоритетных видов экономической деятельности для субъектов малого предпринимательства должны быть определены Кабинетом Министров Украины.
Следует отметить, что, предоставляя работодателям льготы в виде компенсации расходов на уплату единого социального взноса, профильный Закон впервые устанавливает экономические стимулы в целях повышения заинтересованности работодателей в трудоустройстве недостаточно конкурентоспособных на рынке труда лиц, а также стимулирует трудоустройство безработных в приоритетных видах экономической деятельности. В тоже время, довольно высокие требования, установленные Законом для получения льгот, могут существенно сузить круг работодателей, которые смогут воспользоваться такими льготами.