Медленно, но уверенно: Нацбанк подходит к политике инфляционного таргетирования
Инфляционное таргетирование – новый курс Национального банка, амбициозный и достаточно уверенный, к которому регулятор приближался уже очень давно. Но почему пришел к такому решению сейчас?
Нацбанк выделяет четыре причины перехода к режиму инфляционного таргетирования: первая – невозможность использования обменного курса, как номинального якоря – или из-за “перегрева” экономики, или из-за исчерпания международных резервов; вторая причина – отсутствие устойчивой связи между деньгами и инфляцией – неэффективность целей по монетарным агрегатам; третья причина – необходимость быстрой дезинфляции; четвертая причина – усиление независимости центрального банка и избежание фискального доминирования.
Практика инфляционного таргетирования не нова для мира. Она достаточно распространенная в развитых странах, а также в странах с развивающейся экономикой. В целом, в мире подход к этой практике уже успел дать позитивные результаты, более того, сотрудничество с МВФ требует, чтобы страны данный подход внедряли.
Еще в середине 2000х годов Фонд предлагал Национальному банку перейти к такому подходу, но тогда перед регулятором стояла несколько иная цель. Главной задачей тогда был вопрос нерушимости курса национальной валюты. Многие экономисты и политологи отмечали, что тогда Украина шла по ложному пути, пытаясь удерживать курс национальной валюты. Как показала украинская практика, такой подход приводит к тому, что в экономике происходит накопление дисбаланса. В результате – ступенчатое изменение курса, когда он в течении нескольких лет оставался стабильным, а затем, когда дисбалансы становились слишком большими или на это влияли внешние факторы, курс показал резкое падение. Можно вспомнить, как это было, когда курс валют с 2 грн за доллар поднялся к 5, с 5 до 8, и прийти уже к недавней ситуации “на валютном рынке:“http://finance.ua/ru/currency Украины.
Что такое инфляционное таргетирование?
Директор “Украинского кредитно-рейтингового агентства”, Станислав Дубко поясняет: “Инфляционное таргетирование – это политика центрального банка, направленная на достижение определенного уровня инфляции. Для Украины приемлемым целевым уровнем инфляции может быть 5% годовых. Для достижения заданного уровня инфляции НБУ планирует применять доступные ему инструменты денежно-кредитной политики. Основной инструмент в арсенале НБУ – это изменение учетной ставки. В теории повышение учетной ставки влечет за собой рост депозитных ставок в коммерческих банках, что увеличивает привлекательность сбережений, повышает стоимость кредитов, что, в свою очередь, замедляет инфляцию. Напротив, понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в банках, уменьшает привлекательность сбережения денег, снижает стоимость кредитов и, в результате, разгоняет инфляцию. Предприятия, получая ориентиры от центрального банка о планируемом уровне инфляции, могут более качественно планировать свою деятельность. На практике эффективность политики инфляционного таргетирования зависит от наличия стабильной макроэкономической среды, отсутствия преград для движения заемных средств на фондовом и банковском рынках, а также от уровня доверия к политике регуляторов.”
Почему сейчас Нацбанк переходит к инфляционному таргетированию?
Потому, что видит необходимость в быстрой дезинфляции. По мнению заместителя главы Национального банка Дмитрия Сологуба, целями такой политики является наращивание резервов, стабилизация валютного рынка и однозначный уровень инфляции.
Для того, чтобы сейчас окончательно перейти к режиму инфляционного таргетирования, Нацбанк должен пройти три этапа. Первый этап предусматривает создание технических предпосылок, и начался он еще в 2015 году. В первом полугодии 2015 года вступил в действие третий этап – создание институционных предпосылок, и самый последний, третий этап – непосредственное внедрение режима инфляционного таргетирования. Как раз на данной позиции уже и находится Нацбанк.
Основной целью монетарной полити НБУ является достижение ценовой политики, отказавшись от жесткой привязки фиксации курса путем перехода к гибкому курсообразованию, с помощью использования инструмента инфляционного таргетирования, можно добиться устойчивого и прогнозируемого уровня инфляции. В связи с этим, Национальным банком была разработана дорожная карта, на которой регулятор расставил свои таргеты относительно уровня инфляции.
Первым шагом будет уменьшение резкой дезинфляции. К концу 2016 года инфляция должна снизиться до 12% +(–)3%. Вторым шагом предусмотрено достижение однозначных показателей инфляции, к концу 2017 года инфляция должна снизиться до 8%+(–)2%, а к концу 2018 года – 6%+(–)2%. На последнем третьем этапе осуществляется поддержка инфляции на уровне 5%+(–)1%. Этот этап рассчитан на длительный период, и в такой перспективе он начнется в конце 2019 года.
“В феврале потребительская инфляция в годовом измерении замедлилась до 32,7% в сравнении с 40,3% в предыдущем месяце. Более того, в месячном измерении Государственной службой статистики Украины была зафиксирована дефляция на уровне 0,4%. Фактическое замедление потребительской инфляции в годовом измерении опережает прогнозируемую Национальным банком траекторию замедление инфляции до 12% на конец 2016 года. Снижение потребительских цен в первую очередь было вызвано факторами предложения. Они имели более существенное влияние на динамику цен по сравнению с ожиданиями Национального банка и перевесили влияние волатильности курса гривны, которая наблюдалась в первые два месяца текущего года”, – комментирует пресс-служба Нацбанка.
Таргетирование инфляции и гибкий обменный курс – взаимосвязанные вещи. Что получилось у других стран, которые ввели таргетирование инфляции? Чили ввела таргетирования инфляции в 1991 году, Австралия – в 1994, а Канада – в 1991. Как и в Украине, у этих стран были хронические проблемы с инфляцией. Новый подход позволил центробанкам этих стран достичь существенных успехов в обеспечении макроэкономической стабильности и низкого уровня инфляции, даже в условиях значительных колебаний на мировых рынках. Таргетирование обеспечило низкий и стабильный уровень инфляции, а плавающий обменный курс – мягкое регулирование внутренних цен по сравнению с ценами на импортные товары; рост производства был достаточно стабильным и высоким.
В рамках программы развития финансового сектора НБУ предусмотрел развитие межбанковского кредитного рынка, а именно развитие рынка диревативов, публикация прогноза ликвидности, в рамках совершенствования работы валютного рынка – отмена административных ограничений, либерализация валютного регулирования, развитие инструментов хеджирования.
Достичь всего этого можно на протяжении 12 месяцев, заявил Дмитрий Сологуб. Примечательно, но еще в 2014 году глава Национального банка Валерия Гонтарева заявляла, что переход на инфляционное таргетирование в Украине займет от 12 до 18 месяцев. Тогда же глава НБУ обозначила только одну причину, почему не внедряют инфляционное таргетирование – военный конфликт на востоке страны.
Для достижения целей по снижению инфляции до 12% в 2016 года и 8% к концу 2017 года предусматривается проведение процентной политики, которая отвечает инфляционным целям – сохранение внутренней стоимости гривны за счет относительно высоких процентных ставок (политика дорогих денег), сглаживание чрезмерных колебаний обменного курса – интервенции будут использоваться для сглаживания колебаний обменного курса без противодействия устойчивым тенденциям к укреплению/обесцениванию, а также направление монетарной политики исключительно на цели по ценовой стабильности, недопущению использования эмиссионных средств для финансирования фискальных и квазифискальных потребностей и взвешенная бюджетная политика, направленная на ограничение дефицита бюджета. Кроме того, предусматривается приведение административно регулируемых цен к рыночно обоснованному уровню.
В Нацбанке отмечают, что основный, и пожалуй, единственным пунктом достижения низкого уровня инфляции станет продолжение сотрудничества Украины и Международного Валютного Фонда. Но, ровно месяц назад Украина услышала очень уверенное заявление от главы МВФ Кристин Лагард: “сначала реформы, затем будут деньги”. Помимо того, что Украину накрыл экономический кризис, с недавнего времени обострился и политический, в связи с этим МВФ ждет разрешения данного коллапса и определенности от местной власти. Представитель Фонда Джерри Райс высказал довольно прозрачную позицию относительно статуса правительства и коалиции, для того, чтобы МВФ смог проводить политику усиления и преобразования экономики, а также завершить второй пересмотр программы.