Юридичний портал

Где работать юристу?

Решетняк Роман Евгеньевич,
Генеральный директор ЗАО «ЮрАудитКонсалтинг»
   
Итак, Вы окончили юридический вуз! Но, наверное, задолго до этого прекрасного события Вы задумывались над тем, куда пойти работать. На самом деле выбор велик: юристы нужны везде в коммерческих организациях, в консалтинговых фирмах, в судах и в органах государственной власти. Я хотел бы поделиться с Вами своим опытом работы на разных должностях и в разных организациях с тем, чтобы Вы могли заранее представлять себе плюсы и минусы различных ипостасей юридической профессии.
Начну с того, что приступать к решению задачи трудоустройства необходимо как можно раньше. И в этом учеба в вузе дает все предпосылки – Вы можете экспериментировать без ущерба для себя и своего статуса. Наиболее удобное для экспериментов время – летняя практика и каникулы. Вы можете устроиться на временную работу, чтобы попробовать свои силы. Сразу дам совет: не гонитесь за зарплатой – работайте за опыт – он гораздо ценнее на данном этапе.
Районный суд
Я начал с того, что после первого курса устроился на практику в районный суд общей юрисдикции и сразу понял, что это не мое. Работа, связанная с уголовными преступлениями довольно тяжела психологически. Вид потерпевших, которые пережили сильные страдания, и подсудимых, которым эти страдания предстоят (пусть даже и заслуженно), удручает. И хотя мне доставляло огромное удовольствие заниматься уголовным правом в теории, я решил, что хочу заниматься чем-то иным. Однако если Вам посчастливится попасть на работу (или хотя бы на практику) в арбитражный суд, на первых порах Вам придется заниматься довольно скучной, рутинной работой специалиста - не отчаивайтесь, если Вы действительно увлечены правом и правоприменением в его чистой форме, Вас скоро заметят, а там недалеко и до помощника судьи с его чрезвычайно тяжелой, но интересной работой, которая вознесет ваш профессионализм до небывалых высот.
Самостоятельная проба сил
В течение второго курса я совместно с сокурсниками и преподавателями открыл бесплатную юридическую консультацию при вузе. Это был великолепный опыт! Мы расклеили объявления возле метро и близлежащих домов, и клиенты пошли! К нам обращались в основном люди, столкнувшиеся с житейским проблемами, которые необходимо разрешать юридическими методами: наследство, пособия, трудовые отношения и т.п. Я приобрел бесценный опыт общения с людьми. Несмотря на то, что мы были всего лишь второкурсниками, в нас видели профессионалов, к нам обращались с надеждой на помощь (естественно, это были люди, которые не в состоянии нанять оплачиваемого юриста). Но работа с физическими лицами чрезвычайно эмоциональна. Как тяжело объяснять человеку, что из-за того, что он, по незнанию, что-то не сделал или сделал не так, его интересы невозможно защитить. В это время я окончательно решил, что больше не буду работать с физическими лицами – слишком много эмоций.
Консалтинговая фирма
По окончании второго курса я решил устроиться в консалтинговую юридическую фирму. Не скрою, благодаря моим родителям (они не юристы) я получил возможность пройти собеседование в одной из крупных западных юридических фирм. По совету своего знакомого я составил резюме на должность помощника юриста с зарплатой 500 долларов (я был согласен работать бесплатно). Каково же было мое удивление, когда, пройдя собеседование со всеми юристами московского офиса, я получил должность помощника юриста и оклад в 1000 долларов! Совет: реально оценивайте свои возможности, занижение собственной стоимости ведет к настороженному отношению со стороны работодателя (почему, если он нормальный специалист, он стоит так дешево, может, у него есть проблемы, о которых он не говорит?) и возможным отказам. Эта работа доставила мне истинное удовольствие. Совместный труд под началом высококлассных специалистов – вот лучшая школа для начинающих. Я узнал, как правильно организовывать работу юриста, как строить взаимоотношения с клиентами, как решать сложные юридические проблемы. Я был в восторге.
Неудивительно, что после третьего курса я снова пришел в эту фирму и попросился на работу – меня взяли на все лето. Во всей этой идиллии для меня оставался один не понятный момент: все российские юристы (в основном мужчины 25-30 лет, окончившие МГУ, МГЮА и МГИМО и получающие 5-8 тысяч долларов) не были в восторге от своей работы и не хотели ехать на работу в американские или английские офисы этой компании. Оказалось, что все они считали, что грамотный юрист в России имеет гораздо больше перспектив, чем за границей, работая «на дядю». Спустя несколько лет большинство из них работали в российских инвестиционных и иных компаниях или имели частную практику и зарабатывали в разы больше. Но в тот момент я стоял перед сложной дилеммой: продолжать работать в этой юридической компании (по окончании каникул меня приглашали остаться) или заняться частной практикой. Как это было ни трудно, я решил выбрать второй вариант.
Частная практика
Одновременно с началом четвертого курса мы с однокурсником, с которым сошлись на почве любви к теории уголовного права, Российской государственной библиотеке, Г.В.Ф. Гегелю и охоте и с которым по сей день являемся лучшими друзьями, начали собственное дело. Начали его с регистрации фирм, что на тот момент (1999 г.) было на удивление прибыльным делом. Нам достаточно было объявить всем своим знакомым, что мы оказываем юридические услуги, и понемногу мы стали обрастать клиентами и связями, которые приобретали, решая вопросы клиентов за их счет. Маленький совет по развитию собственного дела: постарайтесь завести отношения с организациями, объединяющими предприятия в какой-либо отрасли и по иным интересам. Это дает хороший толчок в развитии клиентской базы.
Начиная собственный бизнес, мы столкнулись с рядом проблем, которые решали иногда удачно, иногда нет. Вот краткий перечень знаковых, на наш взгляд, ошибок, которые мы допустили или которые допускали большинство из наших знакомых:
1. Большой, презентабельный офис. Он не нужен. Было время, когда мы или наши друзья в расчете на то, что к нам придут солидные клиенты, имели офисы и в районе Китай-города, и в районе Чистых прудов, причем иногда площадь на каждого работника доходила до 50 кв. м. Это тщеславное безумие. Мало того, что это стоило огромных денег (прибавьте мебель, которая должна соответствовать офису), за два года нас посетили максимум 10–15 клиентов. Переговорные в офисе также оказались напрасной тратой денег. На начальном этапе переговоры происходят или у клиента, или в ресторане, или, при необходимости, шикарную переговорную можно арендовать в бизнес-центре или гостинице.
2. Количество наемных работников. Советую соблюдать разумную грань между двумя крайностями. Все делать самому – в определенный момент не остается времени для развития бизнеса и привлечения новых клиентов,  все время уходит на обслуживание существующих заказов. Вторая крайность – нанимать больше персонала, чем требуется, и поручать им всю работу по решению проблем клиентов. Помимо того, что это дорого стоит, решая часть задач самостоятельно, Вы развиваетесь как профессионал, а не превращаетесь исключительно в переговорщика.
3. Ценовая политика. Сколько выставить за свои услуги клиенту, принимать ли предложение клиента – это одни из самых сложных вопросов в работе юристов. Вот несколько советов. Во-первых, не дешевите (об этом говорилось выше), рассчитывайте стоимость не только от собственных издержек (расходы на офис, персонал и т.п.), но и от средней на рынке (например, почасовая стоимость работы юриста, помощника юриста). Советую не идти на предложения клиента заплатить процент в случае успеха проекта (зачастую успех проекта зависит не только от Вашей работы, но и от отношений между партнерами, действий третьих лиц, которые Вы не можете контролировать). Кроме того, понимание клиентом, что он обязан заплатить вне зависимости от конечного результата всего проекта, придает ему большую ответственность за результат. Не стесняйтесь просить предоплату, это позволит Вам минимизировать убытки в случае отказа клиента (такое до сих пор случается довольно часто). Ориентируйтесь на ценность вашей услуги для конкретного дела (одна и та же работа в проекте на 1000 долларов и на 100 000 долларов стоит разных денег).
4. Выстраивание взаимоотношений с клиентами. Итак, Вы договорились с клиентом и он согласен воспользоваться Вашими услугами. Во-первых, заключите письменный договор, в котором максимально четко, без использования обтекаемых формулировок, опишите, что делаете Вы, каков результат Вашей работы и сколько это стоит. В будущем это позволит избежать возможных разногласий по поводу того, кто что имел в виду. Во-вторых, в ходе выполнения работы постарайтесь вопросы и задания клиента получать в письменном виде (например, по факсу), ответы также направляйте (дублируйте) в письменном виде с сохранением копии и подтверждения отправки. В-третьих, ведите учет времени, потраченного на конкретного клиента с указанием того, что делалось (встреча, подготовка заключения и т.п.). Это чрезвычайно полезно не только в плане взаимоотношений с клиентом (получение и корректировка оплаты), но и в плане структурирования собственного времени, времени Ваших сотрудников.
Государственная служба
Так прошел четвертый и пятый курсы. Получив заветные красные дипломы, мы решили формализовать наши бизнес-отношения и зарегистрировать собственную фирму. Однако как только мы, наконец, стали акционерами и руководителями юридического лица (чем были очень горды), получили предложения на работу в государственных организациях. Посовещавшись, пришли к выводу о том, что опыт государевой службы может быть полезен, и приняли поступившие предложения. Я начал службу в Аппарате Правительства Российской Федерации в департаменте, отвечающем за законопроектную деятельность Правительства и федеральных органов исполнительной власти, и за связи с Госдумой и Советом Федерации. Сразу отмечу, что госслужба – довольно хороший вариант для тех, у кого нет возможности сразу после окончания института устроиться на хорошую работу. Опыт, приобретенный в государственных органах, обычно высоко ценится коммерческими организациями, и, проработав некоторое время на госслужбе, многие переходят на высокооплачиваемые должности в коммерции. Первое для поступивших на госслужбу – тщательно изучите и запомните регламентные нормы (инструкцию по делопроизводству, регламенты работы органа, положения о структурных подразделениях и должностях). В этих документах довольно подробно описаны практически все процедуры, принятые в данном органе, включая размер шрифта и полей в письмах, порядок согласования документов, сроки выполнения поручений и т.п. Вообще на госслужбе уделяют больше внимания форме, чем содержанию. Сотрудник, хорошо знающий регламентные (процессуальные) акты, всегда на хорошем счету. Кроме того, изучите нормативные акты (законы, акты Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти) в сфере, которой Вы занимаетесь. Госслужба существует не один десяток лет, и тем, чем занимаетесь Вы, уже занимались госслужащие до Вас, поэтому постарайтесь найти материалы, которые уже готовились по данным вопросам, так Вы сэкономите свое время и не совершите очевидных ошибок. Планируйте свою деятельность. Это касается не только госслужбы, но именно в государственных органах о вашей работе будут судить по правильно составленному плану (с учетом планов Президента, Правительства, министерства и Вашего структурного подразделения) и отчетов о его выполнении. Полюбите координационную деятельность, координатор обычно не отвечает за провал (есть конкретные исполнители), но в случае успеха, его роль наиболее важна. Письменно сообщайте своему руководству о выявленных проблемах, и ОБЯЗАТЕЛЬНО о предлагаемых путях их решения. Следуя этим нехитрым правилам, часть из которых мне подсказали, часть пришла с опытом, я дослужился до должности заместителя руководителя Департамента законопроектной деятельности Минюста России (проработав два года в Белом доме, я перешел в Минюст). Тем, кто планирует пойти на работу в госорганы, я не советую выбирать правовые управления, так как непосредственно документы готовятся в структурных подразделениях, а правовые управления только визируют их на конечных стадиях согласования и выступают в роли скорее критических читателей, которые высказывают свои замечания, но не конкретные предложения по доработке документа. Возможно, не везде это так, но у меня сложилось такое впечатление, а я работал со всеми федеральными органами исполнительной власти при подготовке проектов федеральных законов, указов, постановлений и распоряжений.
Корпоративный юрист
Итак, отдав три года государственной службе, я, за это время успев жениться и завести ребенка, решил, что пора заняться своим материальным благосостоянием. Все эти годы с ностальгией вспоминал время, когда мы занимались частной практикой, были свободными в том, когда и что делать, и получали не только материальное, но и моральное удовлетворение. Однако здравый смысл и родители говорили: частная практика – рискованное дело и нет гарантии того, что все пойдет хорошо, найди работу с хорошей зарплатой – это надежно и стабильно. И вот я, наперекор своему обычному мнению, что корпоративный юрист часто зашоривается в рутине однообразной работы, устроился начальником юридической службы в одну из крупных фармацевтических организаций. Поначалу мне было все интересно: новые люди, новые задачи (после госслужбы), отличная зарплата. Однако были и проблемы. Например, существовал ряд процедур (рассмотрение претензий по качеству, бою, пересортице и т.п.), которые нигде не закреплены и поэтому решались «как всегда». Возникала проблема: когда кто-то был в отпуске, никто не знал, как выполняются те или иные процедуры, и бумаги просто ждали появления «хозяина». Я приступил к структурированию работы службы. В первую очередь я попросил всех работников описать, что они обычно делают ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.п. По итогам этой работы, откорректировав результат по своему усмотрению, мы подготовили регламент работы юридической службы в котором (по примеру аналогичных документов на госслужбе) содержались следующие разделы: общие положения (задачи службы, полномочия начальника службы, субординация), выполнение поручений руководства (кто вправе давать указания юрслужбе, как они выполняются, контроль и т.п.), рассмотрение поступающих материалов (какие документы, от кого поступают в юрслужбу, как организуется их рассмотрение, виды принимаемых решений и т.п.), особенности рассмотрения и подготовки претензий (претензии по качеству, количеству, пересортице, бою и т.п.), особенности ведения корпоративной работы (в холдинг входило примерно 35 дочерних предприятий и филиалов), особенности работы с дебиторской и кредиторской задолженностью (включая работу с исковыми заявлениями, а также принудительное взыскание задолженности). Я не буду подробно останавливаться на моментах, связанных с текущей работой, так как основным видом деятельности была поставка, а вопросы поставки не вызывают особых трудностей в применении, отмечу лишь, что у нас существовало примерно 20 типовых контрактов (мы – покупатели, мы – продавцы, внешнеторговые, различные виды оплаты и поставки), вопросы приемки товара регулировались Инструкциями п.п. 6, 7 Госарбитража. Контракты перед подписанием визировались ответственным менеджером, руководителем подразделения, бухгалтерией, таможенным отделом, службой безопасности (в случае с новым контрагентом) и юридической службой. Существуют два принципиальных подхода в работе с договорами: или исполнение договоров отслеживается ответственным менеджером, который был инициатором заключения договора, а в случае наличия проблем менеджер готовит соответствующие материалы и направляет их в юрслужбу для подготовки официальной реакции (претензии, ответа на претензию, искового заявления и т.п.), или должное исполнение контракта отслеживает юрслужба, и тогда она сама выступает инициатором реакции на нарушения договора. На мой взгляд, первая модель более реальна, поскольку не требует раздувания штата юрслужбы, а, кроме того, в работе часто возникают вопросы политической целесообразности (устные договоренности руководства с контрагентом, важность контрагента для предприятия, возможность пойти на уступки надежному контрагенту, у которого возникли проблемы и т.п.), которые решает менеджер, так как он ведет контрагента и отвечает за взаимоотношения с ним. В данном случае работа юрслужбы может сводиться к направлению ежемесячно в структурные подразделения, занимающиеся продажами или закупками, информации о просроченной кредиторской или дебиторской задолженности с просьбой или инициировать официальные мероприятия по погашению задолженности, или дать ответ, почему в отношении кого-либо этого делать не надо.
И вновь на свободу
Через полгода работы я понял, что должность начальника юрслужбы в такой организации больше подходит для юриста предпенсионного возраста (хорошая зарплата и минимальные заботы), поскольку основное рабочее время я тратил на визирование огромного количества договоров, допсоглашений, актов о списании, претензий и ответов на претензии и т.п. Я решил, что в моем возрасте мне нужно расти и развиваться как юрист, а не только как управленец. И, проведя в качестве «дембельского аккорда» довольно сложные, но интересные переговоры с китайской фармацевтической компанией, я ушел «на вольные хлеба».
Читайте також