Міжнародна конференція в Гарварді: юристів у всьому світі готують багато, але погано
Система юридического образования в разных странах далека от совершенства и нуждается в серьезном реформировании. Огромное количество юридических вузов не обеспечивает необходимого высокого стандарта подготовки специалистов в области права.
Об этих проблемах говорили в начале октября представители высших учебных заведений, готовящих юристов в США, Индии, Китае, Японии и Франции, на международной конференции в Гарвардском институте права в США.
Конференция проходила в начале октября в рамках совместной программы в области юридической профессии Гарварда и Юридического университета Нью-Йорка FutureEd 2. Проект, рассчитанный на несколько лет, главным образом посвящен фактору глобализации в юридическом образовании в разных странах.
Участники Конференции обсудили проблемы, связанные с регулированием числа студентов юридических факультетов и качества образования. Некоторые выступающие были настроены весьма пессимистично, и даже говорили о кризисе этой отрасли образования.
И все практически единогласно пришли к выводу, что в области подготовки юристов сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, юридических вузов и их выпускников много, даже слишком много. Рынок юридических услуг переполнен молодыми специалистами. С другой стороны, все отмечают острую нехватку по-настоящему квалифицированных, профессиональных кадров.
Дело в том, что программы высших учебных заведений во многом остаются слишком теоретизизованными, оторванными от реальности. И уровень подготовки в подавляющем большинстве вузов по-прежнему крайне низок.
Критике подверглась, в частности, американская ассоциация юристов, по вине которой, по мнению специалистов, в США стало слишком много школ, которые готовят будущих юристов. В итоге их выпускникам очень непросто найти работу.
Между тем, в других странах, таких как Китай, Индия и Япония, специалисты отмечают еще более серьезную проблему. Она связана с огромным количеством студентов юридических вузов и качеством юридического образования в этих странах, которое оставляет желать лучшего.
Китай: огромное количество юридических вузов снижает качество образования
Уникально большое число юридических вузов и студентов-юристов в Китае стало настоящей проблемой, признает профессор Пекинского юридического института Чжан Ки (Zhang Qi). Дело в том, что лишь немногие выпускники юридических вузов в этой стране могут найти работу по специальности.
Он привел цифры, из которых следует, что в 2008 году в стране насчитывалось 787 тысяч студентов юридических вузов. 30 лет назад их в стране было втрое меньше. "Рост – это хорошо, но когда рост превышает необходимый уровень – это плохой знак", — говорит Чжан Ки.
В Китае сейчас около 927 институтов, в которых преподается право, и с ростом их числа пострадало качество образования в них. "То, что студенты выучили в своих вузах, не соответствует тому, что они должны знать, когда практикуют право", — отметил эксперт. Так, новоиспеченные юристы, поступая на работу, не могут толком написать юридический меморандум, составить проект договора или участвовать в обсуждении сделок, сетует китайский специалист.
Большинство представителей учебных заведений в Китае согласны с тем, что юридический институт должен предоставлять программу самого высокого уровня, а не упрощенную версию, которая по сути девальвирует диплом юриста. Кроме того, вузам необходимо подумать о том, чтобы сделать юридическое образование более соответствующим существующим реальной практике, а также стремиться набирать более способных студентов.
Индия: введение экзамена для будущих юристов поможет повысить уровень специалистов
С подобными трудностями стакивается и Индия. Там тоже растет количество учебных заведений, но уровень подготовки выпускников падает, рассказал Радж Кумар (Raj Kumar), декан университета Jindal Global Law School в индийском штате Харьяна. "В системе индийского юридического образования наблюдается кризис", — считает Кумар. "Юридическая практика становится институтом, в котором преобладает посредственность", — отмечает декан.
В стране существует 14 весьма престижных юридических учебных заведений высокого уровня, однако они представляют лишь незначительный процент от общего числа юридических вузов, которых в стране более тысячи. Недостатки юридического образования в Индии отмечают даже в правительстве. Высокопоставленные чиновники не раз жаловались на снижение качества образования.
При этом Радж Кумар особо подчеркнул, что юридические вузы являются важным фактором для укрепления и верховенства закона в индийском обществе, где доступ граждан к правосудию по-прежнему остается серьезной проблемой. Однако, несмотря на эти проблемы, Кумар отмечает прогресс в этой области. По словам Кумара, введение вступительного экзамена для будущих студентов юридических вузов означает, что в стране понимают необходимость в более тщательном отборе будущих специалистов в области права.
Япония: выпускник юридического вуза – не значит юрист?
Что касается Японии, то там специалисты сталкиваются с противоположной проблемой – нехваткой адвокатов, отметил профессор Токийского университета права Даниэль Фут (Daniel Foote). Хотя в основе своей проблема все та же – несоответствие учебной программы реально необходимым юристу навыкам и знаниям. Ведь только 3 процента выпускников вузов при существующей ранее системе после окончания института успешно сдавали экзамен на звание адвоката. С 2004 года в Японии проводится реформа образования, которая была направлена на приближение программы университетов к реальным требованиям профессии.
10 лет в стране назад был создан специальный Совет для реформирования системы юридического образования. Однако реформа, по признанию Фута, имела лишь частичный успех.Начиная с 2004 года, страна перешла на новую систему подготовки юристов. Она рассчитана на три года и подразумевает более высокую подготовку поступающих и специализацию. Хотя курсы для не имеющих базового юридического образования студентов остались, поскольку они приносят доход университетам. Тем не менее, общий уровень преподавания повысился, и сократился разрыв между преподаваемыми в вузах теоретическими знаниями и реальной юридической практикой. Однако все равно, только 25% сдающих экзамен на звание адвоката прошли его в прошлом году.
Россия: снижение качества юридического образования действует по принципу "домино"
Похожие проблемы существуют и в России. Так, в интервью Право.ru ректор СПбГУ Николай Кропачев также отметил снижение качества юридического образования в России в связи с ростом числа юридических факультетов в непрофильных вузах с начала 90-х годов. Это связано и с нехваткой необходимой материальной базы, и с нехваткой квалифицированных преподавателей. По мнению ректора, это в среднем сильно снизило качество подготовки юристов, и по "принципу домино" ощутимо сказалось на уровне законодательной и правоприменительной деятельности в стране. Другими словами, большое число обладателей юридических дипломов получило формальное право работать, не имея для этого должных оснований.
По информации Law.com
Об этих проблемах говорили в начале октября представители высших учебных заведений, готовящих юристов в США, Индии, Китае, Японии и Франции, на международной конференции в Гарвардском институте права в США.
Конференция проходила в начале октября в рамках совместной программы в области юридической профессии Гарварда и Юридического университета Нью-Йорка FutureEd 2. Проект, рассчитанный на несколько лет, главным образом посвящен фактору глобализации в юридическом образовании в разных странах.
Участники Конференции обсудили проблемы, связанные с регулированием числа студентов юридических факультетов и качества образования. Некоторые выступающие были настроены весьма пессимистично, и даже говорили о кризисе этой отрасли образования.
И все практически единогласно пришли к выводу, что в области подготовки юристов сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, юридических вузов и их выпускников много, даже слишком много. Рынок юридических услуг переполнен молодыми специалистами. С другой стороны, все отмечают острую нехватку по-настоящему квалифицированных, профессиональных кадров.
Дело в том, что программы высших учебных заведений во многом остаются слишком теоретизизованными, оторванными от реальности. И уровень подготовки в подавляющем большинстве вузов по-прежнему крайне низок.
Критике подверглась, в частности, американская ассоциация юристов, по вине которой, по мнению специалистов, в США стало слишком много школ, которые готовят будущих юристов. В итоге их выпускникам очень непросто найти работу.
Между тем, в других странах, таких как Китай, Индия и Япония, специалисты отмечают еще более серьезную проблему. Она связана с огромным количеством студентов юридических вузов и качеством юридического образования в этих странах, которое оставляет желать лучшего.
Китай: огромное количество юридических вузов снижает качество образования
Уникально большое число юридических вузов и студентов-юристов в Китае стало настоящей проблемой, признает профессор Пекинского юридического института Чжан Ки (Zhang Qi). Дело в том, что лишь немногие выпускники юридических вузов в этой стране могут найти работу по специальности.
Он привел цифры, из которых следует, что в 2008 году в стране насчитывалось 787 тысяч студентов юридических вузов. 30 лет назад их в стране было втрое меньше. "Рост – это хорошо, но когда рост превышает необходимый уровень – это плохой знак", — говорит Чжан Ки.
В Китае сейчас около 927 институтов, в которых преподается право, и с ростом их числа пострадало качество образования в них. "То, что студенты выучили в своих вузах, не соответствует тому, что они должны знать, когда практикуют право", — отметил эксперт. Так, новоиспеченные юристы, поступая на работу, не могут толком написать юридический меморандум, составить проект договора или участвовать в обсуждении сделок, сетует китайский специалист.
Большинство представителей учебных заведений в Китае согласны с тем, что юридический институт должен предоставлять программу самого высокого уровня, а не упрощенную версию, которая по сути девальвирует диплом юриста. Кроме того, вузам необходимо подумать о том, чтобы сделать юридическое образование более соответствующим существующим реальной практике, а также стремиться набирать более способных студентов.
Индия: введение экзамена для будущих юристов поможет повысить уровень специалистов
С подобными трудностями стакивается и Индия. Там тоже растет количество учебных заведений, но уровень подготовки выпускников падает, рассказал Радж Кумар (Raj Kumar), декан университета Jindal Global Law School в индийском штате Харьяна. "В системе индийского юридического образования наблюдается кризис", — считает Кумар. "Юридическая практика становится институтом, в котором преобладает посредственность", — отмечает декан.
В стране существует 14 весьма престижных юридических учебных заведений высокого уровня, однако они представляют лишь незначительный процент от общего числа юридических вузов, которых в стране более тысячи. Недостатки юридического образования в Индии отмечают даже в правительстве. Высокопоставленные чиновники не раз жаловались на снижение качества образования.
При этом Радж Кумар особо подчеркнул, что юридические вузы являются важным фактором для укрепления и верховенства закона в индийском обществе, где доступ граждан к правосудию по-прежнему остается серьезной проблемой. Однако, несмотря на эти проблемы, Кумар отмечает прогресс в этой области. По словам Кумара, введение вступительного экзамена для будущих студентов юридических вузов означает, что в стране понимают необходимость в более тщательном отборе будущих специалистов в области права.
Япония: выпускник юридического вуза – не значит юрист?
Что касается Японии, то там специалисты сталкиваются с противоположной проблемой – нехваткой адвокатов, отметил профессор Токийского университета права Даниэль Фут (Daniel Foote). Хотя в основе своей проблема все та же – несоответствие учебной программы реально необходимым юристу навыкам и знаниям. Ведь только 3 процента выпускников вузов при существующей ранее системе после окончания института успешно сдавали экзамен на звание адвоката. С 2004 года в Японии проводится реформа образования, которая была направлена на приближение программы университетов к реальным требованиям профессии.
10 лет в стране назад был создан специальный Совет для реформирования системы юридического образования. Однако реформа, по признанию Фута, имела лишь частичный успех.Начиная с 2004 года, страна перешла на новую систему подготовки юристов. Она рассчитана на три года и подразумевает более высокую подготовку поступающих и специализацию. Хотя курсы для не имеющих базового юридического образования студентов остались, поскольку они приносят доход университетам. Тем не менее, общий уровень преподавания повысился, и сократился разрыв между преподаваемыми в вузах теоретическими знаниями и реальной юридической практикой. Однако все равно, только 25% сдающих экзамен на звание адвоката прошли его в прошлом году.
Россия: снижение качества юридического образования действует по принципу "домино"
Похожие проблемы существуют и в России. Так, в интервью Право.ru ректор СПбГУ Николай Кропачев также отметил снижение качества юридического образования в России в связи с ростом числа юридических факультетов в непрофильных вузах с начала 90-х годов. Это связано и с нехваткой необходимой материальной базы, и с нехваткой квалифицированных преподавателей. По мнению ректора, это в среднем сильно снизило качество подготовки юристов, и по "принципу домино" ощутимо сказалось на уровне законодательной и правоприменительной деятельности в стране. Другими словами, большое число обладателей юридических дипломов получило формальное право работать, не имея для этого должных оснований.
По информации Law.com