У Москві відбулася конференція IBA «Управління юридичною фірмою»
Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday
29-30 ноября т.г в Москве уже в шестой раз состоялась конференция IBA «Управление юридической фирмой». Это крупнейшее мероприятие Европейского Форума IBA (International Bar Association), традиционно собирающее лидеров юридических фирм России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
Традиционно организаторами Конференции выступили Комитет IBA по управлению юридической фирмой и Европейский Форум IBA совместно с LegalStudies.RU.
Несмотря на первый в этом году по-настоящему русский снегопад, Конференцию посетило 197 человек из 152 юридических фирм, слетевшихся в столицу РФ из различных уголков мира.
Особенностью аудитории этой конференции можно назвать присутствие представителей множества региональных юридических фирм, охватывающих практически всю географию России - 20% от общего количества.
Оба дня конференции отличались насыщенной программой, объединившей за спикерскими трибунами ведущих представителей юридического бизнеса из разных стран мира. Так, в первый день на повестку дня конференции были вынесены вопросы, сплотившие аудиторию не только территориально – в одном помещении, но и идеологически. Обсуждались вопросы регулирования юридической профессии в странах СНГ, а также видение и концепции привлечения новых лидеров в юридических фирмах. В рамках последней пленарной сессии первого дня представители высшего менеджмента юридических фирм из Украины, Эстонии, России, Германии и Великобритании говорили об ожиданиях, возлагающихся на будущих партнеров, о взращивании новых партнеров внутри фирмы и сложностях этого процесса, о рисках, сопровождающих наём партнеров со стороны, а также о том, оканчивается ли карьерный путь с достижением статуса партнера.
Второй день конференции был разделен на восемь параллельных сессий, проходящих в соседних залах. Участники на свое усмотрение могли выбирать те сессии, которые были наиболее близки им и наиболее применимы к их бизнесу. В этом году организаторами были предложены следующие темы сессий:
Пожалуй, ключевым блоком второго дня стала сессия под названием «Клиентский фокус: как меняются ожидания клиентов в имеющихся экономических условиях?», в рамках которой юридические советники могли услышать «из первых уст» о том, как и почему клиенты отдают предпочтение тем или иным внешним советникам.
29-30 ноября т.г в Москве уже в шестой раз состоялась конференция IBA «Управление юридической фирмой». Это крупнейшее мероприятие Европейского Форума IBA (International Bar Association), традиционно собирающее лидеров юридических фирм России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
Традиционно организаторами Конференции выступили Комитет IBA по управлению юридической фирмой и Европейский Форум IBA совместно с LegalStudies.RU.
Несмотря на первый в этом году по-настоящему русский снегопад, Конференцию посетило 197 человек из 152 юридических фирм, слетевшихся в столицу РФ из различных уголков мира.
Особенностью аудитории этой конференции можно назвать присутствие представителей множества региональных юридических фирм, охватывающих практически всю географию России - 20% от общего количества.
Оба дня конференции отличались насыщенной программой, объединившей за спикерскими трибунами ведущих представителей юридического бизнеса из разных стран мира. Так, в первый день на повестку дня конференции были вынесены вопросы, сплотившие аудиторию не только территориально – в одном помещении, но и идеологически. Обсуждались вопросы регулирования юридической профессии в странах СНГ, а также видение и концепции привлечения новых лидеров в юридических фирмах. В рамках последней пленарной сессии первого дня представители высшего менеджмента юридических фирм из Украины, Эстонии, России, Германии и Великобритании говорили об ожиданиях, возлагающихся на будущих партнеров, о взращивании новых партнеров внутри фирмы и сложностях этого процесса, о рисках, сопровождающих наём партнеров со стороны, а также о том, оканчивается ли карьерный путь с достижением статуса партнера.
Второй день конференции был разделен на восемь параллельных сессий, проходящих в соседних залах. Участники на свое усмотрение могли выбирать те сессии, которые были наиболее близки им и наиболее применимы к их бизнесу. В этом году организаторами были предложены следующие темы сессий:
- Стресс-тесты для юридических фирм. Осень-2012
- Управление мультиофисной юридической фирмой
- Альянсы и иные модели профессионального сотрудничества юридических фирм: кейс-стади для экономического пространства СНГ
- Управление знаниями и управление качеством: что необходимо, а что просто приятно иметь у себя?
- Стратегии развития региональных юридических фирм
- Мультидисциплинарная практика: оправдывает или разочаровывает?
- Клиентский фокус: как меняются ожидания клиентов в имеющихся экономических условиях?
- Какими могут быть ниши для эксклюзивных инновационных практик и как добиться лидерства в специализации?
Пожалуй, ключевым блоком второго дня стала сессия под названием «Клиентский фокус: как меняются ожидания клиентов в имеющихся экономических условиях?», в рамках которой юридические советники могли услышать «из первых уст» о том, как и почему клиенты отдают предпочтение тем или иным внешним советникам.
Сессию открыла Марина Лушечкина, заместитель главного редактора Legal Insight, представившая интересные статистические данные, демонстрирующие тенденции во взаимоотношениях inhouse-юристов с внешними консультантами. Так, согласно представленным данным:
Ключевой нотой сессии стала синергия во взаимодейтсвии корпоративных юристов и внешних юридических консультантов. Для того, чтобы задачи бизнеса решались максимально быстро и эффективно уже практически не существует никаких условностей и предрассудков. Так, ранее укоренившаяся тенденция обслуживания крупных иностранных корпораций крупными иностранными юридическими фирмами практически сошла на нет. На российском рынке, согласно данным Legal Insight, лишь 2% компаний используют услуги исключительно иностранных юридических фирм. Остальные же подчеркивают возможность синергетического использования иностранных и местных фирм. Это очень оптимистический показатель. Притом, что количественно объем работы, отдаваемый внешним консультантам сокращается, возможности для локальных юридических компаний существенно увеличиваются.
По общему мнению, выбирая юридического советника из числа внешних консультантов, компании все больше внимания уделяют глубине специализации. Услуги категории «general», по словам панелистов, сегодня предлагает огромное количество юрфирм, на фоне которых нужно чем-то выделяться. Именно за счет более узкого и глубокого понимания некоторых индустрий, их регулирования, тенденций и рисков, национальные юридические фирмы стали чаще обходить международные. Однако последним предпочтение отдается в случае реализации проектов, сопряженных с высокими финансовыми рисками. В таких проектах клиенты все еще предпочитают получать заключение иностранной компании с именем.
Что касается процедур выбора советника, то они варьируются в зависимости от внутренних правил клиентской компании. Так, если в некоторых компаниях эта функция полностью возложена на юридический департамент, который имеет свою панель консультантов, обращаясь к ней время от времени и внося в нее корректировки на основании анализа рынка, то в других компаниях процедуры сводятся к обязательным тендерам и отнесены к компетенции отдела закупок. Минусом в таком случае является то, что часто процедуры не дорабатываются под конктерный вид услуг, а юристы имеют слабое влияние на результат тендера. В итоге процедура может затягиваться на месяцы.
Среди основных аспектов успешного взаимодействия с внешними юристами инхаусы отметили умение консультанта работать в одной команде с сотрудниками клиента. Идеальный внешний юрист должен понимать клиента с полуслова, быстро вписываться в новый проект, уметь договариваться на берегу о существенных условиях сотрудничества (таких как цена), и выполнять договоренности, не отступая от них в процессе работы. Кроме того, клиент хочет видеть перечисленные качества не только в партнере, который продал услугу, а и в тех исполнителях, с кем ему придется работать. Клиент должен видеть в каждом из них профессионала, а не «не занятого» в настоящее время юриста.
В завершение сессии модератор Владислав Забродин не без иронии подвел итог: «Чтобы выигрывать в тендерах нужно быть умным, дешевым, с креативной фишкой и уметь подстраиваться под клиента. Но, господа, хорошая новость в том, что таких людей нет. Поэтому Вам не придется соревноваться с идеальным юристом, что существенно повышает Ваши шансы».
Участники конференции, посетившие параллельную сессию, провели полтора эффективных часа в обсуждении нишевых возможностей и эксклюзивных инновационных практик. Дискуссию в этой сессии модерировал Кристоф Вагт, Управляющий партнер Vaagt and Partners из Германии. Ключевая идея сессии – зависимость специализации юридических фирм от типа клиентов, для которых она работает. Именно целевая аудитория определяет экспертизу, структуру и организацию фирмы в целом. На сегодняшних рынках в каждой юрисдикции в мире конкуренция требует, чтобы юридическая фирма имела стратегическое решение. Рынок диктует необходимость сегментации с высокими входными барьерами для тех, кто не имеет специальных знаний, относящихся уже не только к праву, но и к различным индустриям. Вследствие этого, нишевые фирмы даже конкурируют иначе. В рамках сессии участники ознакомились с опытом юридических фирм, выбравших для себя нишевый путь развития, ознакомились с их историями и правилами работы, а также поговорили о потенциале их специализаций.
Итог конференции был подведен традиционной получасовой тай-брейк сессией с участием модераторов предыдущих дней, после которой участники разъехались по городам и странам, полные впечатлений, новых идей и вдохновения для дальнейшего развития своего юридического бизнеса, попрощавшись друг с другом до следующей русской зимы.
- В 2012 году спрос на юридические услуги упал на 13%
- 60% компаний, опрошенных «2011 HBR Law Departament Survey», сократили использование внешних консультантов
- ¾ всей работы выполняется внутренними юристами, менее 25% отдается внешним консультантам
- Средняя стоимость 1 часа работы внутреннего юриста по сравнению с внешним на 46% ниже
- Внедрением тендерной закупки юридических услуг Deutsche Bank удалось в 2010 году сэкономить 20 млн. Евро
- Стоимость оказываемых услуг
- Имеющийся у фирмы опыт реализации подобных проектов
- Опыт, личные качества конкретных сотрудников
- Оперативность исполнения задания
- Доверительные взаимоотношения между клиентом и сотрудниками фирмы
Ключевой нотой сессии стала синергия во взаимодейтсвии корпоративных юристов и внешних юридических консультантов. Для того, чтобы задачи бизнеса решались максимально быстро и эффективно уже практически не существует никаких условностей и предрассудков. Так, ранее укоренившаяся тенденция обслуживания крупных иностранных корпораций крупными иностранными юридическими фирмами практически сошла на нет. На российском рынке, согласно данным Legal Insight, лишь 2% компаний используют услуги исключительно иностранных юридических фирм. Остальные же подчеркивают возможность синергетического использования иностранных и местных фирм. Это очень оптимистический показатель. Притом, что количественно объем работы, отдаваемый внешним консультантам сокращается, возможности для локальных юридических компаний существенно увеличиваются.
По общему мнению, выбирая юридического советника из числа внешних консультантов, компании все больше внимания уделяют глубине специализации. Услуги категории «general», по словам панелистов, сегодня предлагает огромное количество юрфирм, на фоне которых нужно чем-то выделяться. Именно за счет более узкого и глубокого понимания некоторых индустрий, их регулирования, тенденций и рисков, национальные юридические фирмы стали чаще обходить международные. Однако последним предпочтение отдается в случае реализации проектов, сопряженных с высокими финансовыми рисками. В таких проектах клиенты все еще предпочитают получать заключение иностранной компании с именем.
Что касается процедур выбора советника, то они варьируются в зависимости от внутренних правил клиентской компании. Так, если в некоторых компаниях эта функция полностью возложена на юридический департамент, который имеет свою панель консультантов, обращаясь к ней время от времени и внося в нее корректировки на основании анализа рынка, то в других компаниях процедуры сводятся к обязательным тендерам и отнесены к компетенции отдела закупок. Минусом в таком случае является то, что часто процедуры не дорабатываются под конктерный вид услуг, а юристы имеют слабое влияние на результат тендера. В итоге процедура может затягиваться на месяцы.
Среди основных аспектов успешного взаимодействия с внешними юристами инхаусы отметили умение консультанта работать в одной команде с сотрудниками клиента. Идеальный внешний юрист должен понимать клиента с полуслова, быстро вписываться в новый проект, уметь договариваться на берегу о существенных условиях сотрудничества (таких как цена), и выполнять договоренности, не отступая от них в процессе работы. Кроме того, клиент хочет видеть перечисленные качества не только в партнере, который продал услугу, а и в тех исполнителях, с кем ему придется работать. Клиент должен видеть в каждом из них профессионала, а не «не занятого» в настоящее время юриста.
В завершение сессии модератор Владислав Забродин не без иронии подвел итог: «Чтобы выигрывать в тендерах нужно быть умным, дешевым, с креативной фишкой и уметь подстраиваться под клиента. Но, господа, хорошая новость в том, что таких людей нет. Поэтому Вам не придется соревноваться с идеальным юристом, что существенно повышает Ваши шансы».
Участники конференции, посетившие параллельную сессию, провели полтора эффективных часа в обсуждении нишевых возможностей и эксклюзивных инновационных практик. Дискуссию в этой сессии модерировал Кристоф Вагт, Управляющий партнер Vaagt and Partners из Германии. Ключевая идея сессии – зависимость специализации юридических фирм от типа клиентов, для которых она работает. Именно целевая аудитория определяет экспертизу, структуру и организацию фирмы в целом. На сегодняшних рынках в каждой юрисдикции в мире конкуренция требует, чтобы юридическая фирма имела стратегическое решение. Рынок диктует необходимость сегментации с высокими входными барьерами для тех, кто не имеет специальных знаний, относящихся уже не только к праву, но и к различным индустриям. Вследствие этого, нишевые фирмы даже конкурируют иначе. В рамках сессии участники ознакомились с опытом юридических фирм, выбравших для себя нишевый путь развития, ознакомились с их историями и правилами работы, а также поговорили о потенциале их специализаций.
Итог конференции был подведен традиционной получасовой тай-брейк сессией с участием модераторов предыдущих дней, после которой участники разъехались по городам и странам, полные впечатлений, новых идей и вдохновения для дальнейшего развития своего юридического бизнеса, попрощавшись друг с другом до следующей русской зимы.