Юридичний портал

Рост спроса на рынке юридических услуг остается пассивным

Марина Рабинович, обозреватель Pravotoday по материалам lawmarketing.com, http://bit.ly/gYDRfI

20-страничный доклад о состоянии рынка юридических услуг в 2010 году и тенденциях его развития в 2011-м, подготовленный Hildebrandt Baker Robbins и Citi Private Bank начинается необычно. Не со статистики или сводных данных, не с прогнозов или мнений, а с цитат из "Алисы в Стране Чудес" Льюиса Керолла. По мнению экспертов одной из ведущих юридических фирм в США, предприниматели должны так же быстро приспосабливаться к изменчивой реальности, как когда-то Алиса, очутившаяся в новом измерении. Информация Citi Private Bank Law Firm Group базируется на отчетах 182 головных офисов ведущих юридических фирм США.

Мы ожидаем, что в следующем году доходы деловых партнеров будут постепенно расти в рамках рынка, учитывая комбинированное влияние эффектов вялого спроса, низкого уровня продаж, менеджмент затрат и (возможно) некоторое уменьшение числа участников рынка. Мы также ожидаем, что тенденция значительного непостоянства доходов фирм по-прежнему будет характерной для рынка. Конечно, возможны вариации в зависимости от расположения, практики и клиентуры, однако мы ожидаем, что 2011 год не повлечет значительного роста доходов.
 
В ожидании длительного периода вялого спроса на услуги самых крупных юридических фирм и наблюдая за желанием клиентов получать все более качественные юридические услуги с незначительным их удорожанием, многие фирмы прилагают усилия для того, чтобы сохранить приемлемый уровень доходов для удовлетворения своих потребностей и сохранения стабильности. Для фирм, которые надеются углубить или улучшить свои позиции на рынке, условия, увы, неблагоприятные.

Мы все же ожидаем стабилизации доходов юридического бизнеса, хотя и на более низком уровне, чем до 2008 года. Спрос остается довольно инертным, поэтому фирмы вынуждены были сократить штат работников. В большинстве фирм слишком много акционеров. Ввиду стабилизации ситуации фирмы снова набирают служащих, хотя запросы для претендентов являются меньшими, чем в годы до рецессии и, вероятно, такими же и останутся в ближайшем будущем.
 
Добиться роста доходности в 2011 году будет особенно сложно. Хотя многие фирмы показывали здоровый рост доходов в 2010 году, эти показатели можно отнести, в основном, к различным мерам по уменьшению расходов. Будет довольно трудно принимать аналогичные меры и в 2011 году. С другой стороны, многие фирмы имеют низкий леверидж (повышение рентабельности собственного капитала за счёт привлечённого) и, как упоминалось, слишком большое число акционеров. Следует обратить внимание на партнеров, которые принимают недостаточное участие в жизни фирмы для решения проблемы слишком большого числа акционеров.

Хотя есть вероятность, что многие фирмы сумеют все же немного повысить уровень доходности в 2011 году, нам не кажется, что подобный рост доходов будет эффективным. Как уже было замечено, количество реализуемых услуг продолжает падать на протяжении последних трех лет. "Продаваемость" услуг достигла исторически низкого уровня. Даже если общий уровень "продаваемости" колеблется, ее рост будет очень сдержанным. 

В отношении расходов, мы ожидаем, что фирмы продолжат политику агрессивного финансового менеджмента, хотя некоторые издержки, откладываемые с прошлого года (например, относящиеся к технологическим проектам) не будут покрыты без серьезных неблагоприятных последствий. В то же время, фирмы, собирающиеся более активно использовать текущие рыночные тенденции – например, с помощью введения проектов по усовершенствованию рабочего процесса, введения системы менеджмента проектов или реконструкции систем  управления фирмой – должны иметь финансовый резерв. В любом случае, мы не ожидаем значительного роста задолженностей фирм в следующем году, хотя у некоторых фирм увеличатся потребности в капитале.

Мы ожидаем, что фирмы продолжат видоизменяться в наступающем году. Для фирм, которые хотят «начать думать», что отражается в хорошо рассчитанных стратегиях, креативности и проницательности в реакции на изменяющиеся потребительские запросы, а также выносливости – это залог для успеха на рынке".


Читайте також