Ірина Серова: працювати потрібно не тільки заради грошей
Одиниз показателей динамики развития бизнеса - появление профессиональногоменеджмента. Не прошло и десяти лет с тех пор, как в штатах украинскихюридических компаний стали появляться профессиональные пиарщики,маркетологи, бизнес-администраторы, специалисты по персоналу. Сегодняже профессиональный консалтинг юридического бизнеса стал оформляться вотдельную индустрию. Первопроходцы, которые вчера приобретали свойуникальный опыт внутри юридических фирм, сегодня становятся успешнымивнешними консультантами юрбизнеса.
Одними из наиболее востребованных услуг внешних советников со стороныюридических фирм являются услуги в сфере пиар-технологий.Действительно, юридический бизнесстал ответственней относиться к своему позиционированию на рынке (кслову, на одном из наиболее конкурентных рынков), обращая внимание натакие вопросы как индивидуальный имидж руководителя и имидж ведущихспециалистов компании, GR, социальная ответственность иклиентоориентированная политика, антикризисный и судебный пиар,позиционирование в сети Интернет и пр.
Сегодня в эксклюзивном интервью Pravotoday своими представлениями о"правильном пиаре", а также взглядами на современные тенденциипродвижения юридических фирм, поделится PR-консультант с семилетнимстажем, к.ю.н. Ирина Серова.
Pravotoday: Ирина, говорят, что хорошими менеджерами не становятся – ими рождаются.Поэтому среди специалистов в сфере пиар так много людей с непрофильнымобразованием. А как складывалась Ваша специализация?
Ирина Серова: По образованию яюрист-международник, кандидат юридических наук. Учась еще на дневномотделении университета, я решила не терять времени, и испробовала себяв ипостасях секретаря судебного заседания, помощника следователя,юрисконсульта. После окончания университета поработала как юристюридической компании, главный специалист областного управления юстиции.Но … вовремя поняла, что практика юриста не достаточно полноотображает мое «я». Поэтому, решила пойти в науку, поступила в аспирантуру Института государства и права НАН Украины, где через 3года успешно защитила диссертацию. Волею судьбы мне повезло вовремянайти свой путь в пиар. Будучи голодным, но умным аспирантом, мнеудалось устроиться на работу в юридическое издательство, принятьучастие в разработке и становлении 2-х юридических издательскихпроектов, потом возглавить как генеральный директор проект «Юридическаягазета». Это неоценимый опыт, за возможность которого я оченьблагодарна. В тот период, когда издательская компания начала расширятьсвою специализацию, мне предложили курировать пиар-направление, вспециализациях судебный и корпоративный пиар. Это потом у меня было иобразование в нескольких европейских пиар-школах, и тренинги, имастер-классы, которые я прошла. А тогда, в самом начале – безумноежелание освоить новое профессиональное направление, которое затмиломеждународное право, мою специализацию как юриста и как научногоработника. Со временем, освоившись в пиар-мастерстве, научилась удачноего совмещать с консалтингом международных организаций по специализациисвоей диссертации (миграция) и преподаванием в Вузе. И вот уже порядка6 лет я частнопрактикующий пиар-консультант. Сейчас среди моихклиентов политики, юристы и юридические компании, консалтинговые фирмыи международные организации.
Pravotoday: Тяжело ли Вам далось решение уйти из юридической практики?
Ирина Серова: Абсолютно нетяжело. Я искренне верю, что у каждого человека есть свое призвание италанты и самое страшное - эти таланты «зарыть в землю», вовремя непоняв, что работать нужно не только ради денег, но и собственногоудовольствия. Хотя свою «юридическую мускулатуру», я не утрачиваю ивсячески поддерживаю, особенно, что касается Европейского имеждународного права. Во-первых, одной из моих профильных специализациякак пиар-консультанта, является юридический пиар, поэтому моиюридические знания мне порой помогают. А во-вторых, преподавая в ВУЗемеждународное право, международный арбитраж и Право ЕС, я простообязана обладать не только теоретическими знаниями, но и актуальными,практическими. Иначе ты не преподаватель, а просто дилетант.
Pravotoday: Каков профиль успешного пиар-специалиста?
Ирина Серова: Профессионализм,креатив, эрудированность, коммуникабельность и честность по отношению кклиенту, настоящее желание ему помочь. Знаете, практикуя впиар-консалтинге, я поняла, что если ты не воспринимаешь бизнес своегоклиента как свой, если ты не проникаешься его проблемами истремлениями, ты никогда не сможешь действительно принести пользу ибыть эффективным консультантом.
Pravotoday: Как Вы относитесь к внедрению высшего образования в сфере пиар? Пришло ли для этого время?
Ирина Серова: Пришло уже леттак 5-6 назад. Но, у нас в стране до сих пор не сформированы стандартыпрофессии пиар-консультанта. А поэтому на рынке многонепрофессионализма, порой просто заурядных посредственностей, которыевыучили пару-тройку модных пиар-терминов на английском языке ивворачивают их в беседе с клиентами. Именно поэтому о потенциальносформированной и достаточной базе преподавателей пиар-мастерствавысокого уровня в Украине говорить рано. Не хватает так же и доктрины,которая бы возникла в связке с адекватной практикой. А преподаватели изЕвропы, это, конечно, зачастую интересно, знаю по себе, но не больше, чемдля общего развития. Они очень далеки от нашей жесткой действительностиработы пиарщика. Поэтому, по-моему, на данный момент, говорить окачественном пиар-образовании в Украине не приходится.
Pravotoday: Говоря о штатныхпиар-специалистах, работодателю предпочтительнее нанять готовогоспециалиста или вырастить его под себя?
Ирина Серова: Безусловно, всеиндивидуально, и зависит от типа руководителя, стиля управления,приоритетов компании. Но по моим наблюдениям относительно юридическогорынка, многие юристы ищут профессионалов, пиарщиков с опытом работы наюридическом рынке. Пиар – вспомогательный двигатель продвижения услугкомпании, бренда, поэтому если возникает необходимость в пиарщике, томногие юристы считают, что учиться ему тут некогда, нужен профессионалсвоего дела.
Pravotoday: Еще 10 лет назадпрофессиональное продвижение юридических фирм было в диковинку даже настоличном рынке. Как бы Вы охарактеризовали нынешние тенденции в этойсфере?
Ирина Серова: Это стало в порядке вещей для любой юридической фирмы, которая пришла на рынок не на один год.
Pravotoday: Говорят, что будущее – за узкоспециализированными юридическими компаниями. Вы разделяете это мнение?
Ирина Серова: Абсолютно. Влюбом сегментированном и конкурентном рынке, которым является иотечественный юррынок, спасение компаний – только в специализациях,причем еще и грамотно поданных рынку и клиентским аудиториям.
Pravotoday: У Вас богатая практика вполитпиаре. Могли бы Вы пояснить модную среди юристов тенденцию уходитьв политику? Можно ли оттуда вернуться, не "подпортив" свою репутацию?
Ирина Серова: Считаю, чтоюрист, единожды «вступивший» в политику никогда не вернется к прежнейюридической практике. И не потому, что там ему «подпортят» репутацию(хотя в нашей политике без этого никак), а потому, что ничто так незатягивает, как власть или ее иллюзия, которую и дает политика.
Pravotoday: Как Вы относитесь крейтингам юридических фирм? Является ли попадание в рейтинг аргументомдля клиента при выборе юрсоветника?
Ирина Серова: Рейтинги – этоодна из конфликтных тем юридического рынка. Наблюдая за рейтинговымибаталиями, которые длятся добрый десяток лет, я не могу назвать ниодного отечественного рейтинга (причем не только юридического),который бы не вызывал сомнений. Возможно, причина в украинскойментальности, а именно 100%-ном непринятии успеха равногопрофессионала. Недаром же говорят «два украинца – три гетмана». Конечно, имиджевый аспект рейтинга отрицать тяжело. Но и клиенты бываютразные: кому-то важны внешние атрибуты «признания» юридическойкомпании, которая его обслуживает. А кому-то больше важны рекомендациидоверенных источников или список успешно проведенных компанией судебныхдел.
Pravotoday: Какова роль индивидуального имиджа ТОП-менеджера в общем имидже юркомпании?
Ирина Серова: Топ-менеджер –лицо компании. И от того, насколько оно «приятное», зависит и имидж бренда.Можно ли топ-менеджеру юрфирмы не формировать имидж и “заметать этупроблему под ковер”? Вполне! Но в таком случае его имидж будет стихийносформирован клиентами, партнерами, конкурентами, а, значит, принесет иему как юристу и его фирме проблемы и поставит под сомнение его успехна рынке
Pravotoday: Вы имеете опыт руководстваюридическим СМИ. Как Вы могли бы спрогнозировать развитие печатных иинтернет-СМИ юридической направленности на ближайшие годы?
Ирина Серова: Считаю, что втечении ближайших 10-15 лет будут иметь успех исключительноузкоспециализированные СМИ. И чем уже специализация – тем преданнее имбудут их читательские аудитории. Почему? Да потому что в сутки нанынешнего цивилизованного человека наваливается все больше и большетерабайт и тонн информации, и подспудно мы ищем только важную инеобходимую нам. Нам некогда читать все и обо всем. Нам нужно получитьвовремя, интересную и полезную нам информацию. Если рассуждать на тему,кто выиграет в «войне»: печатные СМИ или Онлайн, то тут, думаю, ответ очевиден и рано или поздно победа будет за последними. И всепредпосылки так заявлять уже существуют. Есть европейские прогнозы, чтопо итогам 2013 г. рекламодатели по всему миру потратят на продвижение винтернете почти $94,5 млрд против $91,2 млрд затрат на рекламу вгазетах. Именно поэтому многие печатные СМИ уходят частично или поройполностью в Онлайн формат. Тенденция очевидна. Времена меняютсястремительно, а вместе с ними и формат информационного поля.
Pravotoday: В регионах мысль онеобходимости профессионального пиар-менеджера в штате юридическойфирмы только зарождается. Могли бы Вы дать несколько советов новичкам,с чего следует начинать свое грамотное продвижение?
Ирина Серова: Есть четкаяматрица вопросов перед составлением пиар-стратегии. Если вы найдете наних ответы – считайте, что 50% работы вы уже сделали и знаете кудадвигаться. Вы должны сформулировать: какова миссия компании и чем онауникальна? Каковая модель ведения бизнеса у вашей компании? Какие укомпании «географические аппетиты»? Какие группы клиентов и партнеров наиболее важны для вашей компании? Какую корпоративную культурукомпания культивирует, и есть ли она вообще? Какое отношение ксотрудникам внутри компании? Исходя из обозначенных задач и целей,далее важно правильно сформировать пул прессы, и главное наладить сней контакты. Все эти шаги - предпосылка успеха.
Pravotoday: Ирина, Вы работаете сюридическими фирмами как внешний консультант. Какие из Ваших услугявляются наиболее востребованными?
Ирина Серова: Я бы выделилаперсональный имиджмейкинг топ-менеджеров, особенно тех, у кого естьпланы относительно политической карьеры, а так же корпоративный пиар.
Pravotoday: Чего бы Вы однозначно посоветовали избегать юридической фирме, стремящейся продвинуть себя и свои услуги на рынке?
Ирина Серова: Когда юрфирма или юрист страдают от «комлекса обезъяны» - это приводит к плачевнымпоследствиям. Имею ввиду стремление быть сильным везде ипозиционировать себя сразу по нескольким измерениям или специализациям.Так же предостерегла бы от неправильного поведения со СМИ. Журналистамнекогдаособо обхаживать вашу компанию. Если вы не дадите в срок нужнуюим информацию, они пойдут за ней к конкуренту. Не отвечая на запросыжурналистов сегодня, это отличный гарант того, что вас проигнорируютжурналисты именно тогда, когда вашей фирме нужна будет лояльность СМИ.Также важно помнить о губительности «джинсы» (проплаченныхматериалов). Заплатив изданию один раз – забудьте о бесплатныхпубликациях в нем навсегда. Также распространенной ошибкой являетсяиспользование методов PR от проекта к проекту юрфирмы. Пиаром нужнозаниматься! В частности, юридические фирмы, имея отношения с прессойот проекта к проекту – просто теряют свои деньги. Привлекать прессу«иногда», разве что утешать собственное эго и тратить впустую бюджет.
Pravotoday: Какие преимущества дает Вам сегодня Ваша профессия?
Ирина Серова: Быть всегда вкурсе политических и рыночных тенденций, понимать их первопричину.Работая в юридическом пиаре и политтехнологиях, я стала отличныманалитиком и отточила свои коммуникативные навыки. А это помогает нетолько в профессиональном смысле.
Pravotoday: Много ли времени остается на отдых, и какой отдых Вы предпочитаете?
Ирина Серова: Стабильно истандартно – два раза в год. Считаю, что в нынешних современных темпахбизнеса – такой периодичности пока достаточно. Люблю путешествовать.Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десятьлет жизни дома. Побывала во многих странах, но не считаю необходимымхвалиться их списком. Однако особое чувство у меня вызывают Балканы:исколесила их вдоль и поперек. Почему то именно там особенно чувствую,как можно гармонировать с природой и, несмотря на любые испытания,«восстанавливаться из пепла».
Pravotoday: Что для Вас – жизнь в юридическом стиле?
Ирина Серова: Позволю себеответить афоризмом Томаса Джефферсона: «Юридический стиль состоит втом, чтобы все ставить под сомнение, ни с чем не соглашаться и безконца говорить». Ну а если серьезно, это постоянное профессиональноесамосовершенствование, дипломатия во взаимоотношениях истрессоустойчивость.
Разговор вела Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday
ИринаСерова. К.ю.н., доцент, PR-консультант с 7-летней практикой(юридический бизнес, политтехнологии, имидж-консалтинг, новые медиа2.0). Профессиональный опыт: аналитик, консультант международныхорганизаций Winrock International, TACIS, Europol; начальник отделаpublic relations юридического издательства; журналист, редактор вделовых и юридических изданиях; генеральный директор издательскогопроекта; научный сотрудник отдела международного права Институтагосударства и права НАН Украины; работа в Аппарате Верховной РадыУкраины. Автор более 250 публикаций в юридической, деловой прессе.Автор 12 научных публикаций. Автор 4 учебных курсов для ВУЗов потематике: PR для юридического бизнеса, международное экономическоеправо, европейское экономическое право, миграционное право. Авторзаконопроектов, экспертных заключений для проекта TACIS, ПарламентаУкраины.
Одними из наиболее востребованных услуг внешних советников со стороныюридических фирм являются услуги в сфере пиар-технологий.Действительно, юридический бизнесстал ответственней относиться к своему позиционированию на рынке (кслову, на одном из наиболее конкурентных рынков), обращая внимание натакие вопросы как индивидуальный имидж руководителя и имидж ведущихспециалистов компании, GR, социальная ответственность иклиентоориентированная политика, антикризисный и судебный пиар,позиционирование в сети Интернет и пр.
Сегодня в эксклюзивном интервью Pravotoday своими представлениями о"правильном пиаре", а также взглядами на современные тенденциипродвижения юридических фирм, поделится PR-консультант с семилетнимстажем, к.ю.н. Ирина Серова.
Pravotoday: Ирина, говорят, что хорошими менеджерами не становятся – ими рождаются.Поэтому среди специалистов в сфере пиар так много людей с непрофильнымобразованием. А как складывалась Ваша специализация?
Ирина Серова: По образованию яюрист-международник, кандидат юридических наук. Учась еще на дневномотделении университета, я решила не терять времени, и испробовала себяв ипостасях секретаря судебного заседания, помощника следователя,юрисконсульта. После окончания университета поработала как юристюридической компании, главный специалист областного управления юстиции.Но … вовремя поняла, что практика юриста не достаточно полноотображает мое «я». Поэтому, решила пойти в науку, поступила в аспирантуру Института государства и права НАН Украины, где через 3года успешно защитила диссертацию. Волею судьбы мне повезло вовремянайти свой путь в пиар. Будучи голодным, но умным аспирантом, мнеудалось устроиться на работу в юридическое издательство, принятьучастие в разработке и становлении 2-х юридических издательскихпроектов, потом возглавить как генеральный директор проект «Юридическаягазета». Это неоценимый опыт, за возможность которого я оченьблагодарна. В тот период, когда издательская компания начала расширятьсвою специализацию, мне предложили курировать пиар-направление, вспециализациях судебный и корпоративный пиар. Это потом у меня было иобразование в нескольких европейских пиар-школах, и тренинги, имастер-классы, которые я прошла. А тогда, в самом начале – безумноежелание освоить новое профессиональное направление, которое затмиломеждународное право, мою специализацию как юриста и как научногоработника. Со временем, освоившись в пиар-мастерстве, научилась удачноего совмещать с консалтингом международных организаций по специализациисвоей диссертации (миграция) и преподаванием в Вузе. И вот уже порядка6 лет я частнопрактикующий пиар-консультант. Сейчас среди моихклиентов политики, юристы и юридические компании, консалтинговые фирмыи международные организации.
Pravotoday: Тяжело ли Вам далось решение уйти из юридической практики?
Ирина Серова: Абсолютно нетяжело. Я искренне верю, что у каждого человека есть свое призвание италанты и самое страшное - эти таланты «зарыть в землю», вовремя непоняв, что работать нужно не только ради денег, но и собственногоудовольствия. Хотя свою «юридическую мускулатуру», я не утрачиваю ивсячески поддерживаю, особенно, что касается Европейского имеждународного права. Во-первых, одной из моих профильных специализациякак пиар-консультанта, является юридический пиар, поэтому моиюридические знания мне порой помогают. А во-вторых, преподавая в ВУЗемеждународное право, международный арбитраж и Право ЕС, я простообязана обладать не только теоретическими знаниями, но и актуальными,практическими. Иначе ты не преподаватель, а просто дилетант.
Pravotoday: Каков профиль успешного пиар-специалиста?
Ирина Серова: Профессионализм,креатив, эрудированность, коммуникабельность и честность по отношению кклиенту, настоящее желание ему помочь. Знаете, практикуя впиар-консалтинге, я поняла, что если ты не воспринимаешь бизнес своегоклиента как свой, если ты не проникаешься его проблемами истремлениями, ты никогда не сможешь действительно принести пользу ибыть эффективным консультантом.
Pravotoday: Как Вы относитесь к внедрению высшего образования в сфере пиар? Пришло ли для этого время?
Ирина Серова: Пришло уже леттак 5-6 назад. Но, у нас в стране до сих пор не сформированы стандартыпрофессии пиар-консультанта. А поэтому на рынке многонепрофессионализма, порой просто заурядных посредственностей, которыевыучили пару-тройку модных пиар-терминов на английском языке ивворачивают их в беседе с клиентами. Именно поэтому о потенциальносформированной и достаточной базе преподавателей пиар-мастерствавысокого уровня в Украине говорить рано. Не хватает так же и доктрины,которая бы возникла в связке с адекватной практикой. А преподаватели изЕвропы, это, конечно, зачастую интересно, знаю по себе, но не больше, чемдля общего развития. Они очень далеки от нашей жесткой действительностиработы пиарщика. Поэтому, по-моему, на данный момент, говорить окачественном пиар-образовании в Украине не приходится.
Pravotoday: Говоря о штатныхпиар-специалистах, работодателю предпочтительнее нанять готовогоспециалиста или вырастить его под себя?
Ирина Серова: Безусловно, всеиндивидуально, и зависит от типа руководителя, стиля управления,приоритетов компании. Но по моим наблюдениям относительно юридическогорынка, многие юристы ищут профессионалов, пиарщиков с опытом работы наюридическом рынке. Пиар – вспомогательный двигатель продвижения услугкомпании, бренда, поэтому если возникает необходимость в пиарщике, томногие юристы считают, что учиться ему тут некогда, нужен профессионалсвоего дела.
Pravotoday: Еще 10 лет назадпрофессиональное продвижение юридических фирм было в диковинку даже настоличном рынке. Как бы Вы охарактеризовали нынешние тенденции в этойсфере?
Ирина Серова: Это стало в порядке вещей для любой юридической фирмы, которая пришла на рынок не на один год.
Pravotoday: Говорят, что будущее – за узкоспециализированными юридическими компаниями. Вы разделяете это мнение?
Ирина Серова: Абсолютно. Влюбом сегментированном и конкурентном рынке, которым является иотечественный юррынок, спасение компаний – только в специализациях,причем еще и грамотно поданных рынку и клиентским аудиториям.
Pravotoday: У Вас богатая практика вполитпиаре. Могли бы Вы пояснить модную среди юристов тенденцию уходитьв политику? Можно ли оттуда вернуться, не "подпортив" свою репутацию?
Ирина Серова: Считаю, чтоюрист, единожды «вступивший» в политику никогда не вернется к прежнейюридической практике. И не потому, что там ему «подпортят» репутацию(хотя в нашей политике без этого никак), а потому, что ничто так незатягивает, как власть или ее иллюзия, которую и дает политика.
Pravotoday: Как Вы относитесь крейтингам юридических фирм? Является ли попадание в рейтинг аргументомдля клиента при выборе юрсоветника?
Ирина Серова: Рейтинги – этоодна из конфликтных тем юридического рынка. Наблюдая за рейтинговымибаталиями, которые длятся добрый десяток лет, я не могу назвать ниодного отечественного рейтинга (причем не только юридического),который бы не вызывал сомнений. Возможно, причина в украинскойментальности, а именно 100%-ном непринятии успеха равногопрофессионала. Недаром же говорят «два украинца – три гетмана». Конечно, имиджевый аспект рейтинга отрицать тяжело. Но и клиенты бываютразные: кому-то важны внешние атрибуты «признания» юридическойкомпании, которая его обслуживает. А кому-то больше важны рекомендациидоверенных источников или список успешно проведенных компанией судебныхдел.
Pravotoday: Какова роль индивидуального имиджа ТОП-менеджера в общем имидже юркомпании?
Ирина Серова: Топ-менеджер –лицо компании. И от того, насколько оно «приятное», зависит и имидж бренда.Можно ли топ-менеджеру юрфирмы не формировать имидж и “заметать этупроблему под ковер”? Вполне! Но в таком случае его имидж будет стихийносформирован клиентами, партнерами, конкурентами, а, значит, принесет иему как юристу и его фирме проблемы и поставит под сомнение его успехна рынке
Pravotoday: Вы имеете опыт руководстваюридическим СМИ. Как Вы могли бы спрогнозировать развитие печатных иинтернет-СМИ юридической направленности на ближайшие годы?
Ирина Серова: Считаю, что втечении ближайших 10-15 лет будут иметь успех исключительноузкоспециализированные СМИ. И чем уже специализация – тем преданнее имбудут их читательские аудитории. Почему? Да потому что в сутки нанынешнего цивилизованного человека наваливается все больше и большетерабайт и тонн информации, и подспудно мы ищем только важную инеобходимую нам. Нам некогда читать все и обо всем. Нам нужно получитьвовремя, интересную и полезную нам информацию. Если рассуждать на тему,кто выиграет в «войне»: печатные СМИ или Онлайн, то тут, думаю, ответ очевиден и рано или поздно победа будет за последними. И всепредпосылки так заявлять уже существуют. Есть европейские прогнозы, чтопо итогам 2013 г. рекламодатели по всему миру потратят на продвижение винтернете почти $94,5 млрд против $91,2 млрд затрат на рекламу вгазетах. Именно поэтому многие печатные СМИ уходят частично или поройполностью в Онлайн формат. Тенденция очевидна. Времена меняютсястремительно, а вместе с ними и формат информационного поля.
Pravotoday: В регионах мысль онеобходимости профессионального пиар-менеджера в штате юридическойфирмы только зарождается. Могли бы Вы дать несколько советов новичкам,с чего следует начинать свое грамотное продвижение?
Ирина Серова: Есть четкаяматрица вопросов перед составлением пиар-стратегии. Если вы найдете наних ответы – считайте, что 50% работы вы уже сделали и знаете кудадвигаться. Вы должны сформулировать: какова миссия компании и чем онауникальна? Каковая модель ведения бизнеса у вашей компании? Какие укомпании «географические аппетиты»? Какие группы клиентов и партнеров наиболее важны для вашей компании? Какую корпоративную культурукомпания культивирует, и есть ли она вообще? Какое отношение ксотрудникам внутри компании? Исходя из обозначенных задач и целей,далее важно правильно сформировать пул прессы, и главное наладить сней контакты. Все эти шаги - предпосылка успеха.
Pravotoday: Ирина, Вы работаете сюридическими фирмами как внешний консультант. Какие из Ваших услугявляются наиболее востребованными?
Ирина Серова: Я бы выделилаперсональный имиджмейкинг топ-менеджеров, особенно тех, у кого естьпланы относительно политической карьеры, а так же корпоративный пиар.
Pravotoday: Чего бы Вы однозначно посоветовали избегать юридической фирме, стремящейся продвинуть себя и свои услуги на рынке?
Ирина Серова: Когда юрфирма или юрист страдают от «комлекса обезъяны» - это приводит к плачевнымпоследствиям. Имею ввиду стремление быть сильным везде ипозиционировать себя сразу по нескольким измерениям или специализациям.Так же предостерегла бы от неправильного поведения со СМИ. Журналистамнекогдаособо обхаживать вашу компанию. Если вы не дадите в срок нужнуюим информацию, они пойдут за ней к конкуренту. Не отвечая на запросыжурналистов сегодня, это отличный гарант того, что вас проигнорируютжурналисты именно тогда, когда вашей фирме нужна будет лояльность СМИ.Также важно помнить о губительности «джинсы» (проплаченныхматериалов). Заплатив изданию один раз – забудьте о бесплатныхпубликациях в нем навсегда. Также распространенной ошибкой являетсяиспользование методов PR от проекта к проекту юрфирмы. Пиаром нужнозаниматься! В частности, юридические фирмы, имея отношения с прессойот проекта к проекту – просто теряют свои деньги. Привлекать прессу«иногда», разве что утешать собственное эго и тратить впустую бюджет.
Pravotoday: Какие преимущества дает Вам сегодня Ваша профессия?
Ирина Серова: Быть всегда вкурсе политических и рыночных тенденций, понимать их первопричину.Работая в юридическом пиаре и политтехнологиях, я стала отличныманалитиком и отточила свои коммуникативные навыки. А это помогает нетолько в профессиональном смысле.
Pravotoday: Много ли времени остается на отдых, и какой отдых Вы предпочитаете?
Ирина Серова: Стабильно истандартно – два раза в год. Считаю, что в нынешних современных темпахбизнеса – такой периодичности пока достаточно. Люблю путешествовать.Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десятьлет жизни дома. Побывала во многих странах, но не считаю необходимымхвалиться их списком. Однако особое чувство у меня вызывают Балканы:исколесила их вдоль и поперек. Почему то именно там особенно чувствую,как можно гармонировать с природой и, несмотря на любые испытания,«восстанавливаться из пепла».
Pravotoday: Что для Вас – жизнь в юридическом стиле?
Ирина Серова: Позволю себеответить афоризмом Томаса Джефферсона: «Юридический стиль состоит втом, чтобы все ставить под сомнение, ни с чем не соглашаться и безконца говорить». Ну а если серьезно, это постоянное профессиональноесамосовершенствование, дипломатия во взаимоотношениях истрессоустойчивость.
Разговор вела Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday
ИринаСерова. К.ю.н., доцент, PR-консультант с 7-летней практикой(юридический бизнес, политтехнологии, имидж-консалтинг, новые медиа2.0). Профессиональный опыт: аналитик, консультант международныхорганизаций Winrock International, TACIS, Europol; начальник отделаpublic relations юридического издательства; журналист, редактор вделовых и юридических изданиях; генеральный директор издательскогопроекта; научный сотрудник отдела международного права Институтагосударства и права НАН Украины; работа в Аппарате Верховной РадыУкраины. Автор более 250 публикаций в юридической, деловой прессе.Автор 12 научных публикаций. Автор 4 учебных курсов для ВУЗов потематике: PR для юридического бизнеса, международное экономическоеправо, европейское экономическое право, миграционное право. Авторзаконопроектов, экспертных заключений для проекта TACIS, ПарламентаУкраины.