Юридичний портал

Супровід клієнта. Де закінчується конфіденційність?

Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday

Каждаяюридическая компания борется за создание своего уникального имиджа ирепутации, основанной на признанном авторитете.  Не секрет, чтоосновным показателем опыта компании являются дела, которые она провелаи клиенты, которых она сопровождала. А показателем успеха политикипродвижения может быть исключительно количественный фактор,характеризующий клиентские обращения.

Однакодоговоры об оказании юридических услуг сплошь и рядом предусматриваютжесткую политику конфиденциальности, запрещающую по своей инициативеиспользовать в прессе информацию, касающуюся обращения клиента,  атакже давать комментарии по запросам СМИ, которые касаютсясопровождаемого дела. 

Вкрупных международных компаниях в большинстве случаев любые действия,связанные с упоминанием компании в СМИ, должны согласовываться сголовным офисом, что существенно замедляет процессы и ограничиваетвозможности для пиара.

Вдругих случаях положения о конфиденциальности несколько смягчены.Разрешается в рекламных целях упоминать наименование клиента, виды егохозяйственной деятельности и факт оказания услуг. Но не более того. Всеостальное – по письменному согласованию с клиентом, добиться которогоне всегда легко.

Какнайти консенсус между интересами компании и клиента и чьи интересыпоставить во главу угла? За ответом на этот и другие вопросы мыобратились к нашим экспертам.


Эрик Веркман, директор по корпоративным коммуникациям международной юридической фирмы Шонхерр
 
ВШонхерр, как и в большинстве юридических фирм, существует внешняя ивнутренняя политика конфиденциальности клиентской информации. 
 
Одиниз наиболее распространенных внутренних способов защиты интересов клиента -  договор о конфиденциальности, который юристы и сотрудники,чья деятельность связана с конфиденциальными документами, подписываютпри приеме на работу.
 
Что касается работы со СМИ, тобольшинство изданий интересуют такие аспекты деятельности, какколичество совершенных юридической фирмой сделок и объем транзакций, ане персоналии юристов, работающих над проектом.
 
Посколькумежду клиентом и юридической фирмой существует договоренность онеразглашении информации, все исходящие информационные потокинеобходимо согласовывать с клиентом.
 
Идеальным дляюридической фирмы вариантом, разумеется, является выпуск клиентомспециального пресс-релиза по итогам сделки с упоминанием сопровождавшейсделку юридической фирмы.  Как правило, большинство клиентов невозражают против использования ссылок на официальные пресс-релизы.

Болеетого, если юридическая фирма представляла интересы клиента в сфереконкурентного права, интеллектуальной собственности или судебнойпрактики, где юридический аспект сделки является очень существеннымфактором, клиент зачастую сам обращается за правовым комментарием приподготовке официального пресс-релиза компании.
 
Если клиент неразрешает использовать в описании сделки название своей компании,можно, в качестве компромисса, попросить разрешение использовать сферудеятельности компании.
 
Ответственность за согласование склиентом информации, готовящейся к публикации в СМИ, лежитнепосредственно на партнере, сопровождавшем сделку. Партнер также имеетправо по запросу СМИ комментировать детали сделки, предварительнооговорив их с клиентом. Адвокаты и юристы комментируют для СМИ лишь теправовые вопросы, которые находятся в сфере их компетенции, но не самусделку.
 
Если информация по сделке является конфиденциальной,существуют иные способы демонстрации компетентности юридической фирмы.Это может быть написание статей в деловых газетах и журналах,ориентированных на клиента. В данном случае, идеей для статьи можетстать анализ «за» и «против» предложенного парламентом законопроекта иего последствий для бизнеса клиента.  Также можно вестипрофессиональные блоги по актуальным правовым вопросам, делать рассылкуновостных бюллетеней с разъяснением того, что происходит в правовомполе.

Алла Пустовит, заместитель генерального директора по связям с общественностью, старший партнер ЮК "Правовая гильдия "ВикториАл"

Правоваягильдия «ВикториАл» строго придерживается принципов конфиденциальностиинформации, полученной от Клиентов. В нашем понимании это информация оклиенте, его деятельности, вопросы, с которыми Клиент обратился к нам,суть предоставленных консультаций, советов, разъяснений и другихсведений, полученных юридической компанией в связи с выполнениемполученного от Клиента задания. Предельно откровенное общение склиентом обязывает к строгому соблюдению принципа конфиденциальности.

Вначале сотрудничества наша Компания предоставляет Клиенту дляподписания Соглашение о конфиденциальности. Целью настоящего документаявляется разъяснение политики конфиденциальности Компании, а именно:как должна предоставляться, храниться и использоваться, передаваемаясторонами друг другу информация.

Соблюдение принципаконфиденциальности является необходимым и самым важным условиемдоверительных отношений между Клиентом и юридической компанией, без которых просто невозможно надлежащее предоставление правовой помощи.Конфиденциальность информации, которая охраняется договорнымиотношениями Клиента с юридической компанией, может быть отменена толькоКлиентом. Действие принципа конфиденциальности не ограничено вовремени.

Поэтому, наша компания размещает информацию только о тех Клиентов, которые дали свое согласие на свою публичность.

Сегодняпрактически каждый офисный сотрудник имеет доступ к тем или инымвнутренним документам компании. В особой защите нуждаются документы,которые хранят в себе конфиденциальную информацию компании и которыесами по себе являются объектом бизнеса Компании - будь то маркетинговыеисследования или финансовые отчеты. В связи с этим, при устройстве наработу в нашу компанию сотрудник подписывает договор о неразглашениикоммерческой тайны, который возлагает на сотрудника обязанность неразглашать либо иным другим способом не распространять информацию,которая является коммерческой тайной Компании и которая стала емудоступной при выполнении служебных обязательств.

Переченьинформации, что содержит коммерческую тайну нашей Компании, а такжепорядок ее использования содержится в разработанном и утвержденномКомпанией Положении о коммерческой тайне. Данное Положение разработанос целью обеспечения неразглашения конфиденциальной информации Компаниии устанавливает общие нормы об информации, которая являетсякоммерческой тайной и условиях ее защиты, а также предусматриваетответственность за нарушение требований, установленных этим Положением.Положение определяет, какие документы являются конфиденциальными, какиесотрудники имеют доступ какого уровня к каким документам. Такимобразом, мы создали реестр конфиденциальных документов, содержащий,помимо описания документов и прав доступа, еще и правила внесения внего документов и правила их изъятия (уничтожения).

Посколькув нашей компании каждый день создается множество новых документов,часть из них — конфиденциальные, то без создания такого механизма ихклассификации и контроля за доступом к ним налаженная и организованнаяработа с важными документами невозможна.

Таким образом руководство Компании регулирует вопрос о соблюдении коммерческой тайны о клиентах на внутреннем уровне. 

Еслинельзя комментировать проведенные дела и ссылаться на клиента, топредложите клиенту, чтобы он при представившемся случае в своеминтервью порекомендовал Вашу компанию.  

Также на сайте присогласии Клиента можно разместить описание правового кейса, но безупоминаний названий клиента и его контрагентов.

Наиболеераспространенным pr-инструментом на сегодняшний день является«спонсоринг» и участие в различного рода мероприятиях – конференциях,семинарах, тренингах и т.д.

По моему мнению, довольно высокаэффективность таких PR-инструментов, как участие в выставках,конференциях, форумах, PR в Интернете в виде новостей, PR-статьи вделовых и специализированных изданиях, социальные сети, комментарии,форумы, блоги, а также PR-мероприятия для клиентов.

Наталия Гачкало,  менеджер по развитию бизнеса ЮК «КПД Консалтинг»
                                                                                
Какправило, понятие «конфиденциальности» устанавливается в основномдоговоре на оказание юридических услуг с контрагентом. И все же в нашейкомпании сложилась строгая практика и политика конфиденциальности, покоторой не разглашается информация о проекте и, несомненно, о клиенте,без его ведома и согласия.

И, тем не менее, информация оклиентах, которым «КПД  Консалтинг» предоставляет юридические услуги,является одним из факторов формирования имиджа нашей компании. В связис этим все клиенты нашей компании делятся на два типа - открытые изакрытые. С «закрытыми» клиентами подписывается договор о полнойконфиденциальности, «открытые» в свою очередь предоставляют нашейкомпании возможность разглашения определенной информации. Как правило,это может быть информация о проекте или использование непосредственноимени клиента. В случае, когда клиент относится к «закрытому» типу, мывсе же можем предоставить информацию о нашем опыте в формате:«Транснациональная компания (США) - Правовое сопровождение приобретенияземельных участков в промышленных целях». Таким образом, мыпредоставляем информацию о нашем опыте, и не затрагиваем интересыклиента.

В юридическом бизнесе фактор конфиденциальностиявляется одним из ключевых, поскольку юристы оказывают услуги не толькопо ведению хозяйственной деятельности клиента, но и в прямом смыслеимеют доступ к, так называемым, «уязвимым» местам контрагента, что, припубличном разглашении, может негативно сказаться на его репутации.Организация работы в компании «КПД Консалтинг» заведомо предполагаетнеразглашение информации о клиенте внутри компании, за исключениемслучаев, когда тот или иной сотрудник принимает непосредственноеучастие в проекте контрагента. Но, несмотря на командную работу, каждыйиз юристов имеет доступ к ограниченной информации, которая позволяетвыполнить поставленную перед ним задачу.

Юрий Пустовит, Управляющий партнер Адвокатского бюро «Юг» (Краснодар, РФ)

Необходимо отметить, что наша компания является адвокатскимобразованием в форме адвокатского бюро, а значит, адвокатской тайнойявляются любые сведения, связанные с оказанием юридической помощисвоему доверителю (ч.1 ст. 8 Федерального закона №63-ФЗ от 31.05.2002г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).Сохранение конфиденциальности полученной от клиента информации являетсяодной из основ построения доверительных отношений и развитияюридической практики. В адвокатском бюро «Юг» (далее по тексту – «ABY»)вопросы адвокатской тайны урегулированы принятием положения «Осохранении профессиональной тайны», которое относит к профессиональнойтайне практически все сведения о самом факте обращения клиента в ABY,включая его имя и/или наименование. В дополнение к вышеупомянутомуположению, наш стандартный договор на оказание юридической помощисодержит отдельный раздел, посвященный конфиденциальности полученной отклиента информации и документов. Более того, зачастую мы еще дозаключения договора с клиентом, получая документы для изучения настадии предварительной проработки, подписываем отдельное соглашение оконфиденциальности, ограничивающее нас каким либо иным образомиспользовать полученную информацию, кроме как для подготовкипредварительной позиции по делу и предложения для клиента.

Таким образом, следуя упомянутым выше указаниям закона, нормамадвокатской этики и пожеланиям клиента, мы практически лишаем себякакой-либо возможности использовать успехи в деле клиента в СМИ и/илимаркетинговых материалах. В соответствии с п. 3 ст. 6 Кодексапрофессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездомадвокатов 31.01.2003 г., далее– «Кодекс»), адвокат не может бытьосвобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кромедоверителя. Срок хранения профессиональной тайны не ограничен вовремени (п. 2 ст. 6 Кодекса) Таким образом, единственным возможнымспособом использовать успехи в деле клиента в маркетинговых целях, ненарушая при этом требования закона и нормы профессиональной этики, -получить согласие на это самого клиента и, по моему мнению, здесь неможет быть компромисса, поскольку интересы клиента превышемаркетинговой потребности консультанта.

Несмотря на столь жесткое правовое регулирование этого вопроса в Россиии чрезмерную закрытость клиентов, как правило, не желающих придаватьпубличности свои правовые проблемы, даже в их самых общих чертах, мы неоставляем попытки получить согласие наших клиентов на использованиезаранее согласованной информации в маркетинговых целях. Так, одним издейственных механизмов для этого является наличие в нашем типовомдоговоре с клиентом отдельной статьи, говорящей о согласии клиента наупоминание в маркетинговых материалах и в прессе его наименования, какклиента ABY, и указания на сам факт оказания услуги, не раскрываякакие-либо подробности этой услуги. В отдельных случаях, как правило,по делам о защите от недружественных поглощений, одним из элементовтактики правовой защиты служит подробное освещение конфликта в СМИ, чтоневольно служит нам маркетинговым инструментом.

Другим способом к продвижению своих услуг при определенной закрытостиклиента, служат благодарственные и рекомендательные письма, где клиентывыражают свою признательность за оказанную услугу, позволяя разместитьтакой документ в клиентской зоне ABY, что заранее говорит нашимпотенциальным клиентам, что мы являемся экспертами в определеннойобласти и нам можно доверять.

Несмотря на все сказанное выше, ситуация с маркетингом юридическойфирмы обстоит не так уж плохо, поскольку оказав качественно услугу, выполучаете самый эффективный маркетинговый инструмент, в виде довольногоклиента, который обязательно к вам вернется при возникновении новыхправовых проблем, а еще и поделится этим со своими партнерами иколлегами.



* Коментарі публікуються мовою оригіналу


 
Pravotodayвыражает благодарность всем респондентам, выступившим экспертами поданной тематике. Мы приглашаем всех желающих присоединиться к дискуссиина заданную тему в комментариях под этим материалом.

Напоминаем,что сотрудничество в рамках рубрики «Мнения экспертов» осуществляетсяна бесплатных основаниях. Вы тоже можете стать экспертом рубрики. Еслипо какой-то причине Вы не получаете запросов на комментарии, пишите на[email protected] или звоните в редакцию по телефону +380 44 33 22031.





Читайте також