Ирина Никитина: сделать так, чтобы работало
Что значит быть хорошим менеджером? Быть лидером и вести за собой людей? Быть исключительным исполнителем и гарантировать качество в любых вверенных тебе вопросах? Быть стратегом или быть тактиком? Жить для того, чтобы работать, или работать, для того, чтобы жить? Родиться менеджером или стать им?
По-настоящему хороших менеджеров не так уж и много. И в большинстве случаев в эту профессию люди приходят по призванию, из абсолютно разных сфер, не имея профильного управленческого образования. Здесь требуется особый склад ума, скорость реакции, умение мыслить нестандартными категориями, способность смотреть далеко за линию горизонта и видеть обратную сторону луны.
В юридическом бизнесе профессиональных менеджеров еще меньше. Так повелось, что только на определенной стадии развития юридической фирмы приходит понимание того, что функции управления, обычно возлагаемые на партнеров, сродни отнюдь не каждому из них. В итоге, за неимением профессиональной администрации, партнер постепенно отходит от юридической работы и погружается в задачи, которые удаются ему не самым лучшим образом. Безусловно, это экстенсивный путь развития.
Однако существуют примеры успешного построения внутренней структуры юридической фирм с самых азов. Одной из таких компаний смело можно называть Magisters, сумевшую, в том числе благодаря исключительной команде менеджеров, выйти на передовые позиции среди юридических компаний стран СНГ.
Секретами практического менеджмента «на работе и вне её» в эксклюзивном интервью Pravotoday поделилась исполнительный директор Magisters Ирина Никитина.
Pravotoday: Ирина Олеговна, я знаю, что Ваше профильное образование – не юридическое. Когда и как Вы впервые соприкоснулись с юридической профессией.
Ирина Никитина: Образование у меня техническое, чем я очень горжусь. Я считаю, что в этом мире есть три профессиональных образования, формирующих мировоззрение человека, которые могут быть получены именно как первое образование - техническое, юридическое и медицинское. Это три разных взгляда на жизнь. Технарь мыслит категориями «сделать так, чтобы работало», юрист – «сделать так, чтобы работало по правилам», а медики – «от меня зависит, будет ли это работать».
По специальности я металлофизик. Наблюдая структуры в электронный микроскоп, я хорошо усвоила, что такое порядок и правильные кристаллические решетки. И, наверное, это отложило свой отпечаток и на мой менеджерский стиль.
В менеджмент я пришла достаточно обдуманно. Мне в родном Политехническом институте сделали предложение развивать международные проекты – новое на тот момент направление. Так, взвесив приоритеты между «Родина сказала надо!» и наукой, которую было и по-прежнему остается очень тяжело делать в Украине, я оставила научную карьеру и пришла в менеджмент.
Pravotoday: Сразу в юридический, или первые Ваши проекты не были связаны с правом?
Ирина Никитина: Это были проекты, абсолютно не связанные с правом. Около четырех лет я проработала в ректорате КПИ, возглавляя Отдел международных проектов. Фактически, создала его с нуля. К окончанию работы в этом направлении в моем активе был широкий спектр реализованных проектов практически для всех факультетов университета. В основном это были проекты технической помощи с университетами Европейского Союза, Америки и Англии. До сих пор отдел продолжает жить и работать на благо КПИ. Затем я продолжила заниматься проектами технического и научного сотрудничества с Европейским Союзом уже в Министерстве образования и науки Украины.
А вот после этого я, к слову, случайно, попала в Ассоциацию юристов Украины. Хотя каждый частный случай – закономерность (улыбается). Я познакомилась с Игорем Шевченко, который показался мне очень открытым, приятным и целеустремленным человеком. Он сказал: «А давайте попробуем». И я не смогла отказаться, настолько мне понравилась идея организации. Я проработала в Ассоциации почти четыре года.
Pravotoday: Так у Вас появилась вторая специальность – развитие проектов с нуля?
Ирина Никитина: Это специализация менеджера. Любой менеджер имеет свою "психологическую" специализацию, их может быть четыре (start-up, turnaround, realignment, sustaining success). Моя специализация – start-up. То, что у человека получается лучше всего, то он и должен делать. Можно быть хорошим start-up-менеджером, но абсолютно не уметь работать в очень успешных организациях, но "закостенелых", не имеющих особых челенджей и не ставящих перед собой качественно новых целей.
Тем не менее, останавливаться только на этом я не хочу и тоже ставлю перед собой новые цели. Так, сейчас, в фокусе моего профессионального интереса – проекты развития.
Magisters – постоянно развивающийся проект и этим мне компания очень интересна. Со своей стороны, я благодарна фирме за возможность реализовываться в этом направлении.
Pravotoday: Как человек, не принадлежащий к профессии юриста, однако очень близкий к ней, могли бы Вы охарактеризовать основные черты, присущие представителям этой профессии?
Ирина Никитина: К слову, юридическая профессия мне очень не чужда, моя мама – адвокат. Безусловно, главные отличительные черты юристов – это в первую очередь перфекционизм в превосходной степени и амбициозность. Каждый интерн, приходящий в фирму – это будущий партнер. Как сказал один из моих западных коллег: «Нанимая на работу сотрудника, помните, что Вы нанимаете своего будущего партнера. Если Вы нанимаете человека и не видите в нем будущего партнера, не нанимайте его». И амбициозность, и перфекционизм – это те два качества, которые мне очень близки. Поэтому с такими людьми мне легко и приятно работать. Хотя я ничего не люблю в абсолютных величинах. Жизнь гибкая, мир очень изменчив. В абсолюте всё может выглядеть глупо. Тем не менее, мы понимаем, что стоит на кону в юридической профессии, с чем к нам приходят люди. И отсутствие перфекционизма просто не совместимо с профессией.
Pravotoday: Как и когда Вы стали сотрудничать с Magisters?
Ирина Никитина: С Magisters мы были знакомы еще со времен Ассоциации. В 2006 году Magisters выступала генеральными партнерами АЮУ, но попала на фирму я как обычно - неожиданно. В тот момент, когда я решила поменять сферу деятельности, мы с Олегом Васильевичем Рябоконем обменивались новогодними поздравлениями. Я упомянула, что хочу оставить общественную деятельность и попробовать себя в бизнесе. Он тут же задал мне вопрос: «А от нас предложение рассмотришь?», я ответила: «А у Вас есть?». Скажу честно, предложение от Magisters мне очень польстило. Так и случилось, что я поехала в московский офис. Он был молодым, и там требовались именно навыки управления start-up проектами. Проработала я в Москве год.
Pravotoday: В чем заключалась Ваша задача в рамках пребывания в России? Какова специфика рынка юридических услуг в РФ?
Ирина Никитина: Рынок Российской Федерации – это рынок, на котором работают, причем не один десяток лет, 50-60 крупных транснациональных и международных юридических фирм. Они довольно сильно удерживают свои позиции на этом рынке. Но я не могу сказать, что он тяжелый. Он просто другой. Нужно искать к нему подход.
Сейчас не так интересно говорить о задачах, которые ставились. Интереснее говорить о достигнутом результате. Молодой московский офис нашел своё уникальное место в корпорации Magisters. Это офис, который послужил инкубатором, площадкой для открытия новых офисов. Они открывались из Москвы, силами московских менеджеров, поддерживались ими в течение года, до тех пор, пока новые офисы не приобрели достаточный уровень автономии и не выровнялись в операционных процессах с другими офисами Magisters. Компания строит свои новые офисы таким образом, чтобы административная структура учитывала все локальные особенности рынков, которые люди на местах знают лучше, чем кто-либо.
Pravotoday: Когда Ваши задачи в России были выполнены, Вы вернулись в Украину, и возглавили администрацию киевского офиса…
Ирина Никитина: Не совсем так. Просто на этом этапе к моим обязанностям добавился четвертый офис. Мне приятно было вернуться домой, хотя Москва мне подошла по духу, несмотря на массу своих характерных ментальных и психологических особенностей. Вопрос целесообразности нахождения в Москве или в Киеве – это вопрос времени. Со временем центр может переместиться в Москву, в Астану – все зависит от динамики развития рынков. В данный момент правильнее находиться в офисе, который был родоначальником Magisters.
Pravotoday: В некоторых юридических фирмах функции менеджмента возлагаются на партнёров и поглощают значительную долю их времени, в некоторых основной функцией партнеров является юридическая практика. Как Ваши обязанности пересекаются с обязанностями партнёров Magisters?
Ирина Никитина: Сразу скажу, что в Magisters система - уникальная для рынка СНГ. С первого дня функционирования компании целенаправленно строилась административная ветка. То есть курс на разделение операционных, административных функций и функций по предоставлению юридических услуг в компании был намечен изначально. Я убеждена в том, что не нужно отвлекать юриста второстепенными функциями от того, что он больше всего любит делать и делает прекрасней всех на свете. Нужно освободить ему для этого время, наняв профессиональных менеджеров.
Административная функция Magisters имеет свою надстройку firmwide-директоров, в обязанности которых входит координация работы фирмы как единого организма. Директора и менеджеры офисов на местах обеспечивают текущую поддержку своих офисов. Эта система устойчива, она полностью оправдала себя. Я не указываю локальному менеджеру, что ему делать каждый день. Наш подход (как, кстати, и многих многонациональных компаний): "Мыслить глобально, действовать локально". Наша (директоров) задача – задавать генеральное направление, общую стратегию, а исполнение на местах – это зона ответственности локальных менеджеров. У партнеров та же задача, только в юридическом направлении. Здесь мы идем параллельно, но с одной общей целью – развитие фирмы, ее успех, построение прибыльного бизнеса.
Поэтому вопросы стратегического развития, как то открытие новых офисов – это вопрос Совета Партнеров, а вопрос о том, как это наилучшим образом реализовать – это вопрос к администрации. Переводя на математический язык, партнеры говорят «Мы стоим в точке «А» – мы хотим прийти в точку «Б»», а то, как прийти туда в максимально короткий срок, максимально эффективно, еще и с наилучшим использованием ресурсов – это задача менеджмента. И тут нам нет равных. Ну, мы, по крайней мере, на это надеемся (улыбается).
Мой стиль работы предполагает много сотрудничества и кооперации, и не только с партнерами, со всеми сотрудниками. Ни один проект мы не начинаем, не посоветовавшись заранее и не заручившись поддержкой юристов. Иначе мы понимаем – успех такого проекта будет, но минимальным или средним, а мы - максималисты.
Pravotoday: К вопросу о командировках. С возвращением в Киев их стало меньше?
Ирина Никитина: Нет. Я не ассоциирую себя только с киевским офисом. Я одинаково комфортно чувствую себя в любом офисе компании. Где есть необходимость или целесообразность моего пребывания в данный момент, там я и нахожусь.
Pravotoday: Какие вещи обычно составляют Ваш «походный набор»?
Ирина Никитина: Ну, как технарь, я очень люблю все технические штуки. Конечно же, без средств связи я никуда не выхожу – ноутбук, телефон и коммуникатор – это стандартный набор. Для женщины, которая не любит себе ни в чем отказывать, кредитная карточка – это второй обязательный элемент. А в принципе, мне достаточно кровати, на которой можно поспать. Но есть одна интересная деталь - моя любимая дорожная подушечка, без которой я очень плохо сплю. Поэтому в командировках она всегда со мной.
Pravotoday: Командировки командировками, но Вы - и мама, и жена. Как Вам удается сочетать между собой эти две неотъемлемые сферы Вашей жизни?
Ирина Никитина: Я же хороший менеджер (улыбается). Я очень «правильно» вышла замуж. У меня прекрасный муж, который понимает и принимает мой ритм жизни, с которым мы разделили наши социальные роли в семье. Я не представляю, как бы я смогла реализоваться как менеджер и руководитель, если бы со мной рядом не было моей второй половины. Это абсолютно точно.
Я всегда чувствую его поддержку. На этого человека я могу опереться. Но и если ему нужна моя помощь, я всегда рядом. И быть рядом - не обязательно находиться на расстоянии метра.
Новые технологии только помогают. Например, если у меня нет возможности увидеться с семьей (например, в командировке), то мы собираем семейный конференс-колл по просьбе сына. Так что опыт персонального ассистента у меня тоже потихоньку накапливается.
Мне моя бабушка говорила, что в семье главное – это поддержка и понимание, и с каждым днем я понимаю это все больше и больше. Так мы друг друга поддерживаем уже десять лет. В этом и весь секрет.
Pravotoday: Поделитесь секретом, как складывается Ваш обычный рабочий день?
Ирина Никитина: Все довольно прозаично. Я стараюсь 60% рабочего времени планировать жестко, остальные 40% я отвожу на стратегические вопросы и неожиданности, то есть нестандартные операционные вопросы и вопросы из категории «важное, но не срочное». Особенно над такими "несрочными" вопросами я люблю подумать в середине недели при закрытых дверях.
Есть обязательные компоненты любого рабочего дня – это созвон с офисами. Я, выезжая из дома, набираю Астану, Москву. К приезду в офис я уже знаю что, где, как и почему, чем нужно помочь. Второй обязательный компонент - это пресса. Я в обязательном порядке читаю всю профессиональную прессу. Еще один неотъемлемый компонент - это общение с партнерами. Я стараюсь воспользоваться каждой их свободной минутой, чтобы обсудить новые проекты или инициативы, которые мне хотелось бы реализовать. Это также общение с юристами – как минимум на кухне, как максимум – во время совместного обеда. Это будущие менеджеры, и я хочу участвовать в их становлении.
Мой рабочий день может закончиться в семь, а может - и в десять вечера. Все зависит от того какие поставлены дедлайны, цели. А вообще, я давно перестала мыслить рабочими днями и даже неделями. Сейчас я мыслю в основном кварталами и полугодиями.
Pravotoday: В своём выступлении на Форуме «Развитие рынка юридических услуг» Вы упоминали о том, что юристы в юридической компании зарабатывают деньги для фирмы, а администрация решает, как их потратить. Всегда ли работает такая схема?
Ирина Никитина: Я бы не говорила «потратить», я бы использовала формулировку «инвестировать». Для нас она привычнее. Мы инвестируем в проекты, в новый бизнес, в людей. Я получаю удовольствие от работы здесь, в том числе и потому, что это не игра в администрацию. К нам ведь приходят партнеры из других юридических компаний, в том числе и международных юридических фирм. Например, наш новый партнер Илона Цекели, которая до этого проработала в ведущих международных юридических фирмах, высоко оценивает уровень административного сервиса фирмы. Мне приятно, что в некоторых вопросах мы впереди.
Pravotoday: Ваш доклад был достаточно динамичным, и мы хотели бы ещё раз обратить внимание читательской аудитории на некоторые моменты, которых Вы в нём касались. Может ли юридический бизнес обходиться дёшево? Что в нём – самый дорогостоящий компонент?
Ирина Никитина: У меня однозначная позиция – не может. Потому что главный актив юридической компании – люди и их развитие, а это не может стоить дешево. В период кризиса хороший персонал – это в два раза большая ценность.
Pravotoday: Насколько жесткой должна быть бюджетная политика компании в период кризиса?
Ирина Никитина: Бюджетная политика должна быть умной и последовательной. Это правила игры. Их нельзя менять их в середине процесса. Есть бизнес-модель, есть закрепленные параметры и есть правила игры. Если ты подписываешься под этими правилами и играешь по ним, не зависимо от внешних факторов, ты через год-два придешь к финишу с тем результатом, который ты себе запланировал. Если же ты начинаешь "дергаться" в процессе, непредсказуемость никуда не приведет. Мы любим предсказуемость, поэтому мы выбираем первое.
Pravotoday: Могли бы Вы расставить приоритеты для Magisters в порядке убывания: персонал, прибыль, развитие, сервис?
Ирина Никитина: Мы всё любим ранжировать, рейтинги в юридическом мире – это тема отдельная. Я предлагаю хоть иногда смотреть на вещи под другим углом! Все эти понятия очень правильные. В ассоциативном ряду ничего не упущено и не названо ничего лишнего. Это взаимосвязанный комплекс. Поступитесь одним – потеряете другие. Их нельзя ранжировать. Это всё приоритеты №0 – ориентир, стоящий на первой линии.
Pravotoday: Могли бы Вы назвать свою нынешнюю работу работой своей мечты? На что бы Вы могли ее променять?
Ирина Никитина: Это провокация! (улыбается – прим. авт.) Вообще любая работа, которой я занимаюсь, это работа моей мечты. Я люблю отдаваться с головой тому, что я делаю. Это мой принцип жизни. Я не приемлю компромиссов в этом вопросе. Если я теряю к чему-то интерес или перестаю отвечать вызовам того, что я делаю, я отхожу. Magisters очень динамичная компания. Это тот ритм, который мне нравится. Я еще не всё сделала из того, что я хочу. Поэтому над этим вопросом я пока даже не задумываюсь.
Никитина Ирина Олеговна. Исполнительный директор Magisters. Начала управленческую карьеру в качестве руководителя отдела международных проектов Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт". С 2004 по 2007 год г-жа Никитина являлась исполнительным директором Ассоциации юристов Украины, а в 2006-2007 гг. – одним из официальных представителей этого объединения в Совете Международной ассоциации юристов. Является сертифицированным менеджером проектов технической помощи Европейского Союза, участником программы Почетных гостей Президента Американской ассоциации юристов, стипендиаткой Программы академических обменов DAAD, а также Министерства культуры и науки Саксонии (Германия). Окончила Technische Universität Bergakademie Freiberg в 1999 году, а также Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт" в 1996 году.
Разговор вела Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday
По-настоящему хороших менеджеров не так уж и много. И в большинстве случаев в эту профессию люди приходят по призванию, из абсолютно разных сфер, не имея профильного управленческого образования. Здесь требуется особый склад ума, скорость реакции, умение мыслить нестандартными категориями, способность смотреть далеко за линию горизонта и видеть обратную сторону луны.
В юридическом бизнесе профессиональных менеджеров еще меньше. Так повелось, что только на определенной стадии развития юридической фирмы приходит понимание того, что функции управления, обычно возлагаемые на партнеров, сродни отнюдь не каждому из них. В итоге, за неимением профессиональной администрации, партнер постепенно отходит от юридической работы и погружается в задачи, которые удаются ему не самым лучшим образом. Безусловно, это экстенсивный путь развития.
Однако существуют примеры успешного построения внутренней структуры юридической фирм с самых азов. Одной из таких компаний смело можно называть Magisters, сумевшую, в том числе благодаря исключительной команде менеджеров, выйти на передовые позиции среди юридических компаний стран СНГ.
Секретами практического менеджмента «на работе и вне её» в эксклюзивном интервью Pravotoday поделилась исполнительный директор Magisters Ирина Никитина.
Pravotoday: Ирина Олеговна, я знаю, что Ваше профильное образование – не юридическое. Когда и как Вы впервые соприкоснулись с юридической профессией.
Ирина Никитина: Образование у меня техническое, чем я очень горжусь. Я считаю, что в этом мире есть три профессиональных образования, формирующих мировоззрение человека, которые могут быть получены именно как первое образование - техническое, юридическое и медицинское. Это три разных взгляда на жизнь. Технарь мыслит категориями «сделать так, чтобы работало», юрист – «сделать так, чтобы работало по правилам», а медики – «от меня зависит, будет ли это работать».
По специальности я металлофизик. Наблюдая структуры в электронный микроскоп, я хорошо усвоила, что такое порядок и правильные кристаллические решетки. И, наверное, это отложило свой отпечаток и на мой менеджерский стиль.
В менеджмент я пришла достаточно обдуманно. Мне в родном Политехническом институте сделали предложение развивать международные проекты – новое на тот момент направление. Так, взвесив приоритеты между «Родина сказала надо!» и наукой, которую было и по-прежнему остается очень тяжело делать в Украине, я оставила научную карьеру и пришла в менеджмент.
Pravotoday: Сразу в юридический, или первые Ваши проекты не были связаны с правом?
Ирина Никитина: Это были проекты, абсолютно не связанные с правом. Около четырех лет я проработала в ректорате КПИ, возглавляя Отдел международных проектов. Фактически, создала его с нуля. К окончанию работы в этом направлении в моем активе был широкий спектр реализованных проектов практически для всех факультетов университета. В основном это были проекты технической помощи с университетами Европейского Союза, Америки и Англии. До сих пор отдел продолжает жить и работать на благо КПИ. Затем я продолжила заниматься проектами технического и научного сотрудничества с Европейским Союзом уже в Министерстве образования и науки Украины.
А вот после этого я, к слову, случайно, попала в Ассоциацию юристов Украины. Хотя каждый частный случай – закономерность (улыбается). Я познакомилась с Игорем Шевченко, который показался мне очень открытым, приятным и целеустремленным человеком. Он сказал: «А давайте попробуем». И я не смогла отказаться, настолько мне понравилась идея организации. Я проработала в Ассоциации почти четыре года.
Pravotoday: Так у Вас появилась вторая специальность – развитие проектов с нуля?
Ирина Никитина: Это специализация менеджера. Любой менеджер имеет свою "психологическую" специализацию, их может быть четыре (start-up, turnaround, realignment, sustaining success). Моя специализация – start-up. То, что у человека получается лучше всего, то он и должен делать. Можно быть хорошим start-up-менеджером, но абсолютно не уметь работать в очень успешных организациях, но "закостенелых", не имеющих особых челенджей и не ставящих перед собой качественно новых целей.
Тем не менее, останавливаться только на этом я не хочу и тоже ставлю перед собой новые цели. Так, сейчас, в фокусе моего профессионального интереса – проекты развития.
Magisters – постоянно развивающийся проект и этим мне компания очень интересна. Со своей стороны, я благодарна фирме за возможность реализовываться в этом направлении.
Pravotoday: Как человек, не принадлежащий к профессии юриста, однако очень близкий к ней, могли бы Вы охарактеризовать основные черты, присущие представителям этой профессии?
Ирина Никитина: К слову, юридическая профессия мне очень не чужда, моя мама – адвокат. Безусловно, главные отличительные черты юристов – это в первую очередь перфекционизм в превосходной степени и амбициозность. Каждый интерн, приходящий в фирму – это будущий партнер. Как сказал один из моих западных коллег: «Нанимая на работу сотрудника, помните, что Вы нанимаете своего будущего партнера. Если Вы нанимаете человека и не видите в нем будущего партнера, не нанимайте его». И амбициозность, и перфекционизм – это те два качества, которые мне очень близки. Поэтому с такими людьми мне легко и приятно работать. Хотя я ничего не люблю в абсолютных величинах. Жизнь гибкая, мир очень изменчив. В абсолюте всё может выглядеть глупо. Тем не менее, мы понимаем, что стоит на кону в юридической профессии, с чем к нам приходят люди. И отсутствие перфекционизма просто не совместимо с профессией.
Pravotoday: Как и когда Вы стали сотрудничать с Magisters?
Ирина Никитина: С Magisters мы были знакомы еще со времен Ассоциации. В 2006 году Magisters выступала генеральными партнерами АЮУ, но попала на фирму я как обычно - неожиданно. В тот момент, когда я решила поменять сферу деятельности, мы с Олегом Васильевичем Рябоконем обменивались новогодними поздравлениями. Я упомянула, что хочу оставить общественную деятельность и попробовать себя в бизнесе. Он тут же задал мне вопрос: «А от нас предложение рассмотришь?», я ответила: «А у Вас есть?». Скажу честно, предложение от Magisters мне очень польстило. Так и случилось, что я поехала в московский офис. Он был молодым, и там требовались именно навыки управления start-up проектами. Проработала я в Москве год.
Pravotoday: В чем заключалась Ваша задача в рамках пребывания в России? Какова специфика рынка юридических услуг в РФ?
Ирина Никитина: Рынок Российской Федерации – это рынок, на котором работают, причем не один десяток лет, 50-60 крупных транснациональных и международных юридических фирм. Они довольно сильно удерживают свои позиции на этом рынке. Но я не могу сказать, что он тяжелый. Он просто другой. Нужно искать к нему подход.
Сейчас не так интересно говорить о задачах, которые ставились. Интереснее говорить о достигнутом результате. Молодой московский офис нашел своё уникальное место в корпорации Magisters. Это офис, который послужил инкубатором, площадкой для открытия новых офисов. Они открывались из Москвы, силами московских менеджеров, поддерживались ими в течение года, до тех пор, пока новые офисы не приобрели достаточный уровень автономии и не выровнялись в операционных процессах с другими офисами Magisters. Компания строит свои новые офисы таким образом, чтобы административная структура учитывала все локальные особенности рынков, которые люди на местах знают лучше, чем кто-либо.
Pravotoday: Когда Ваши задачи в России были выполнены, Вы вернулись в Украину, и возглавили администрацию киевского офиса…
Ирина Никитина: Не совсем так. Просто на этом этапе к моим обязанностям добавился четвертый офис. Мне приятно было вернуться домой, хотя Москва мне подошла по духу, несмотря на массу своих характерных ментальных и психологических особенностей. Вопрос целесообразности нахождения в Москве или в Киеве – это вопрос времени. Со временем центр может переместиться в Москву, в Астану – все зависит от динамики развития рынков. В данный момент правильнее находиться в офисе, который был родоначальником Magisters.
Pravotoday: В некоторых юридических фирмах функции менеджмента возлагаются на партнёров и поглощают значительную долю их времени, в некоторых основной функцией партнеров является юридическая практика. Как Ваши обязанности пересекаются с обязанностями партнёров Magisters?
Ирина Никитина: Сразу скажу, что в Magisters система - уникальная для рынка СНГ. С первого дня функционирования компании целенаправленно строилась административная ветка. То есть курс на разделение операционных, административных функций и функций по предоставлению юридических услуг в компании был намечен изначально. Я убеждена в том, что не нужно отвлекать юриста второстепенными функциями от того, что он больше всего любит делать и делает прекрасней всех на свете. Нужно освободить ему для этого время, наняв профессиональных менеджеров.
Административная функция Magisters имеет свою надстройку firmwide-директоров, в обязанности которых входит координация работы фирмы как единого организма. Директора и менеджеры офисов на местах обеспечивают текущую поддержку своих офисов. Эта система устойчива, она полностью оправдала себя. Я не указываю локальному менеджеру, что ему делать каждый день. Наш подход (как, кстати, и многих многонациональных компаний): "Мыслить глобально, действовать локально". Наша (директоров) задача – задавать генеральное направление, общую стратегию, а исполнение на местах – это зона ответственности локальных менеджеров. У партнеров та же задача, только в юридическом направлении. Здесь мы идем параллельно, но с одной общей целью – развитие фирмы, ее успех, построение прибыльного бизнеса.
Поэтому вопросы стратегического развития, как то открытие новых офисов – это вопрос Совета Партнеров, а вопрос о том, как это наилучшим образом реализовать – это вопрос к администрации. Переводя на математический язык, партнеры говорят «Мы стоим в точке «А» – мы хотим прийти в точку «Б»», а то, как прийти туда в максимально короткий срок, максимально эффективно, еще и с наилучшим использованием ресурсов – это задача менеджмента. И тут нам нет равных. Ну, мы, по крайней мере, на это надеемся (улыбается).
Мой стиль работы предполагает много сотрудничества и кооперации, и не только с партнерами, со всеми сотрудниками. Ни один проект мы не начинаем, не посоветовавшись заранее и не заручившись поддержкой юристов. Иначе мы понимаем – успех такого проекта будет, но минимальным или средним, а мы - максималисты.
Pravotoday: К вопросу о командировках. С возвращением в Киев их стало меньше?
Ирина Никитина: Нет. Я не ассоциирую себя только с киевским офисом. Я одинаково комфортно чувствую себя в любом офисе компании. Где есть необходимость или целесообразность моего пребывания в данный момент, там я и нахожусь.
Pravotoday: Какие вещи обычно составляют Ваш «походный набор»?
Ирина Никитина: Ну, как технарь, я очень люблю все технические штуки. Конечно же, без средств связи я никуда не выхожу – ноутбук, телефон и коммуникатор – это стандартный набор. Для женщины, которая не любит себе ни в чем отказывать, кредитная карточка – это второй обязательный элемент. А в принципе, мне достаточно кровати, на которой можно поспать. Но есть одна интересная деталь - моя любимая дорожная подушечка, без которой я очень плохо сплю. Поэтому в командировках она всегда со мной.
Pravotoday: Командировки командировками, но Вы - и мама, и жена. Как Вам удается сочетать между собой эти две неотъемлемые сферы Вашей жизни?
Ирина Никитина: Я же хороший менеджер (улыбается). Я очень «правильно» вышла замуж. У меня прекрасный муж, который понимает и принимает мой ритм жизни, с которым мы разделили наши социальные роли в семье. Я не представляю, как бы я смогла реализоваться как менеджер и руководитель, если бы со мной рядом не было моей второй половины. Это абсолютно точно.
Я всегда чувствую его поддержку. На этого человека я могу опереться. Но и если ему нужна моя помощь, я всегда рядом. И быть рядом - не обязательно находиться на расстоянии метра.
Новые технологии только помогают. Например, если у меня нет возможности увидеться с семьей (например, в командировке), то мы собираем семейный конференс-колл по просьбе сына. Так что опыт персонального ассистента у меня тоже потихоньку накапливается.
Мне моя бабушка говорила, что в семье главное – это поддержка и понимание, и с каждым днем я понимаю это все больше и больше. Так мы друг друга поддерживаем уже десять лет. В этом и весь секрет.
Pravotoday: Поделитесь секретом, как складывается Ваш обычный рабочий день?
Ирина Никитина: Все довольно прозаично. Я стараюсь 60% рабочего времени планировать жестко, остальные 40% я отвожу на стратегические вопросы и неожиданности, то есть нестандартные операционные вопросы и вопросы из категории «важное, но не срочное». Особенно над такими "несрочными" вопросами я люблю подумать в середине недели при закрытых дверях.
Есть обязательные компоненты любого рабочего дня – это созвон с офисами. Я, выезжая из дома, набираю Астану, Москву. К приезду в офис я уже знаю что, где, как и почему, чем нужно помочь. Второй обязательный компонент - это пресса. Я в обязательном порядке читаю всю профессиональную прессу. Еще один неотъемлемый компонент - это общение с партнерами. Я стараюсь воспользоваться каждой их свободной минутой, чтобы обсудить новые проекты или инициативы, которые мне хотелось бы реализовать. Это также общение с юристами – как минимум на кухне, как максимум – во время совместного обеда. Это будущие менеджеры, и я хочу участвовать в их становлении.
Мой рабочий день может закончиться в семь, а может - и в десять вечера. Все зависит от того какие поставлены дедлайны, цели. А вообще, я давно перестала мыслить рабочими днями и даже неделями. Сейчас я мыслю в основном кварталами и полугодиями.
Pravotoday: В своём выступлении на Форуме «Развитие рынка юридических услуг» Вы упоминали о том, что юристы в юридической компании зарабатывают деньги для фирмы, а администрация решает, как их потратить. Всегда ли работает такая схема?
Ирина Никитина: Я бы не говорила «потратить», я бы использовала формулировку «инвестировать». Для нас она привычнее. Мы инвестируем в проекты, в новый бизнес, в людей. Я получаю удовольствие от работы здесь, в том числе и потому, что это не игра в администрацию. К нам ведь приходят партнеры из других юридических компаний, в том числе и международных юридических фирм. Например, наш новый партнер Илона Цекели, которая до этого проработала в ведущих международных юридических фирмах, высоко оценивает уровень административного сервиса фирмы. Мне приятно, что в некоторых вопросах мы впереди.
Pravotoday: Ваш доклад был достаточно динамичным, и мы хотели бы ещё раз обратить внимание читательской аудитории на некоторые моменты, которых Вы в нём касались. Может ли юридический бизнес обходиться дёшево? Что в нём – самый дорогостоящий компонент?
Ирина Никитина: У меня однозначная позиция – не может. Потому что главный актив юридической компании – люди и их развитие, а это не может стоить дешево. В период кризиса хороший персонал – это в два раза большая ценность.
Pravotoday: Насколько жесткой должна быть бюджетная политика компании в период кризиса?
Ирина Никитина: Бюджетная политика должна быть умной и последовательной. Это правила игры. Их нельзя менять их в середине процесса. Есть бизнес-модель, есть закрепленные параметры и есть правила игры. Если ты подписываешься под этими правилами и играешь по ним, не зависимо от внешних факторов, ты через год-два придешь к финишу с тем результатом, который ты себе запланировал. Если же ты начинаешь "дергаться" в процессе, непредсказуемость никуда не приведет. Мы любим предсказуемость, поэтому мы выбираем первое.
Pravotoday: Могли бы Вы расставить приоритеты для Magisters в порядке убывания: персонал, прибыль, развитие, сервис?
Ирина Никитина: Мы всё любим ранжировать, рейтинги в юридическом мире – это тема отдельная. Я предлагаю хоть иногда смотреть на вещи под другим углом! Все эти понятия очень правильные. В ассоциативном ряду ничего не упущено и не названо ничего лишнего. Это взаимосвязанный комплекс. Поступитесь одним – потеряете другие. Их нельзя ранжировать. Это всё приоритеты №0 – ориентир, стоящий на первой линии.
Pravotoday: Могли бы Вы назвать свою нынешнюю работу работой своей мечты? На что бы Вы могли ее променять?
Ирина Никитина: Это провокация! (улыбается – прим. авт.) Вообще любая работа, которой я занимаюсь, это работа моей мечты. Я люблю отдаваться с головой тому, что я делаю. Это мой принцип жизни. Я не приемлю компромиссов в этом вопросе. Если я теряю к чему-то интерес или перестаю отвечать вызовам того, что я делаю, я отхожу. Magisters очень динамичная компания. Это тот ритм, который мне нравится. Я еще не всё сделала из того, что я хочу. Поэтому над этим вопросом я пока даже не задумываюсь.
Никитина Ирина Олеговна. Исполнительный директор Magisters. Начала управленческую карьеру в качестве руководителя отдела международных проектов Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт". С 2004 по 2007 год г-жа Никитина являлась исполнительным директором Ассоциации юристов Украины, а в 2006-2007 гг. – одним из официальных представителей этого объединения в Совете Международной ассоциации юристов. Является сертифицированным менеджером проектов технической помощи Европейского Союза, участником программы Почетных гостей Президента Американской ассоциации юристов, стипендиаткой Программы академических обменов DAAD, а также Министерства культуры и науки Саксонии (Германия). Окончила Technische Universität Bergakademie Freiberg в 1999 году, а также Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт" в 1996 году.
Разговор вела Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday