Цифрове телебачення в Україні: завтрашні загрози сьогоднішніх помилок
Юрий Крайняк, управляющий партнер ЮК Jurimex
Среди ряду громких событий 2011 года нельзя не упомянуть сделанные Украиной шаги в продвижении цифрового телевидения. Значимость этих действий в полной мере можно будет ощутить относительно скоро – к 2015 году привычный сегодня эфирный ТВ-сигнал будет полностью отключен, в результате чего те из нас, кто смотрел телевизор с помощью обычной эфирной антенны, в дальнейшем будут лишены такой возможности (для этого необходимо будет приобрести специальный декодер).
Всем известно, что одной из самых характерных черт любого глобального проекта в Украине является изобилие всевозможных не прозрачных схем, при которых любое, даже самое позитивное начинание безвариантно сводится к банальному растягиванию бюджетов. И все бы ничего, если б хотя бы те прекрасные цели, под которые и выделялись этим самые бюджеты, хоть как-то реализовывались. Но способность исказить любую идею до неузнаваемости – это свойство, за которое нас ещё спросят потомки, чьим будущим мы уже сейчас умело распоряжаемся.
Стоит ли говорить, что столь глобальный проект, как переход на цифровое телевидение, уже по определению не может обойтись без алогизмов, при которых сама идея нового телевидения дискредитируется. И здесь дело даже не столько в непрозрачности распределения лицензий на цифровое вещание. Дело в том, что в результате искусственно созданных самим государством препятствий, цифровое телевидение рискует так и не запуститься в полной мере.
1. Дело на 350 миллионов
Как указывалось выше, после окончательного перехода на цифровое телевидение, обычный телевизор не сможет принимать сигналы на привычную эфирную антенну – ввиду ряда технических нюансов цифровой сигнал нужно суметь правильно «перевести» на язык стандартного телевизора. Делается это с помощью специальных устройств – цифровых декодеров, благодаря которым телевизор сможет заново радовать хозяев свежими новостями телеканала Интер (и не только).
В 2008 году Украиной было принято решение относительно технологии развития цифрового телевидения – был выбран стандарт DVB-T. Сразу после этого все производители телевизоров специально под Украину стали оснащать свои модели встроенным декодером именно этого стандарта. В результате, практически каждый покупатель нового телевизора автоматически становился подготовленным для перехода Украиной на цифровое телевидение, и для того, чтоб начать смотреть цифровое ТВ, ему достаточно только сделать небольшие настройки своего телевизора.
Но, как известно, Украина всегда старалась избегать простых решений. Казалось бы, что может быть проще и правильней для чиновника, чем сделать все по закону? Тем не менее, весной 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания самостоятельно изменил технологические параметры будущего цифрового телевидения, заменив установленный Кабмином стандарт DVB-T на не сертифицированный в Украине DVB-T2. Ввиду того, что эти стандарты не совместимы один с другим, все без исключения декодеры, которые были вмонтированы в новые телевизоры, оказались не пригодны. Иными словами, не зависимо от того, купили ли вы уже декодер (как отдельный аппарат, так и встроенный в телевизор), вам все равно придется покупать ещё один, с новыми параметрами, подстроенный под новый технический стандарт DVB-T2.
Не смотря на относительную дороговизну таких декодеров (в Великобритании, где так же внедряется вещание в DVB-T2, цены стартуют с 99,99 фунтов) рынок рано или поздно сделал бы свое дело, и стоимость такой приставки пришла бы к каким-то реальным для нашей страны значениям. Однако, как показали дальнейшие события, наличие свободной конкуренции на этом рынке не входило в планы украинских чиновников.
Так, осенью 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания принял решение о шифровании цифрового телесигнала. Шифрование телесигнала по сути означает, что принят он может с помощью только конкретного вида декодеров конкретного производителя. Это, в свою очередь, устраняет с рынка каких-то ещё производителей кроме тех, которые будут навязаны государством. Понятно, что в таких условиях о конкуренции разговора быть не может – единственный поставщик фактически становится монополистом рынка приёмных устройств, и он может единолично устанавливать цены и диктовать иные условия.
В конце прошлого года, эта схема получила логическое продолжение: в Законе о Государственном бюджете на 2012 год отдельной статьей выделено 350 миллионов 120 тысяч гривен на закупки декодеров для цифровых телевизоров для населения.
В условиях монополизации рынка, не сложно догадаться, кому пойдут эти самые 350 миллионов. И не исключено, что и схема вся задумывалась именно для того, чтоб освоить эти сотни миллионов.
Но вот только как это соотносится с антимонопольным законодательством? Ведь кроме того, что государство искусственно ограничило рынок предложений декодеров, так ещё и за государственный счет принялось финансировать деятельность частных компаний, которые и занимаются цифровым вещанием. Понятно, что при отсутствии государственных субсидий, расходы на установку декодеров должны ложиться не в последнюю очередь на собственника украинский цифровой сети – частной компании «Зеонбуд», а так же на остальные телеканалы, которые заинтересованы, чтоб их смотрели в цифровом формате.
2. Антимонопольное законодательство
Основой антимонопольного законодательства является Конституция Украины, согласно которой государство кроме того, что обеспечивает защиту конкуренции, так ещё и обязалось всячески пресекать незаконное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.
Специальным конкурентным законодательством установлены так же и особые правила для случаев, когда само государство вводит конкурентные ограничения. В частности, закон прямо запрещает любые действия любых органов власти, которые могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.
Ввиду того, что ограничение рынка предложений приёмных устройств для цифрового телевидения основывается на решении Нацсовета по вопросам телерадиовещания, то этот орган (а так же отдельные чиновники) и должен привлекаться к ответственности за нарушение конкурентного законодательства. А если позже выяснится, что на основании этого решения государство закупило декодеры по не выгодным ценам, то современная практика возбужденных уголовных дел дает массу примеров того, чем это может закончиться.
Но кроме этого, есть ещё один нюанс, так же связанный с действием конкурентного законодательства.
Вопросы государственного субсидирования покупок для населения декодеров цифрового эфирного ТВ периодически поднимаются практически в каждой европейской стране. Дело в том, что такое субсидирование с самого начала вызвало ряд судебных споров в Европе, результаты которых оказали серьезное влияние на развитие цифрового ТВ. И одним из основных здесь является разбирательство относительно субсидирования покупок декодеров в Италии, которое началось ещё в 2004 году, и последнее решение по которому принято летом 2011 года.
3. Покупка декодеров для цифрового ТВ за государственный счет: горький европейский опыт
В 2004 году итальянское правительство решило выделить субсидии на покупку населением декодеров цифрового ТВ на общую сумму 110 миллионов ЕВРО. Выделению денег только для цифрового эфирного телевидения возмутились спутниковые вещатели. Их претензии понять не сложно: с какой такой радости государство за счет налогоплательщиков финансирует развитие только эфирного телевидения? Почему аналогичным образом не финансируется, к примеру, спутниковое ТВ?
28 июля 2011 года Европейский суд справедливости вынес окончательное решение, в котором постановил, что предоставление государством помощи потребителям только цифрового эфирного телевидения является нарушением правил конкуренции. По мнению суда, предоставление потребителям мультиплексов субсидий для приобретения приставок привело к экономическим выгодам компании, вещающей в цифре, так как оно позволило укрепить свои рыночные позиции на рынке в сравнении с иными конкурентами за счет государства.
В решении суда отдельно сказано, что поход отбора, основанный на технологических характеристиках в пользу технологий цифрового эфирного вещания, в отличие от спутниковых технологий, привело до искажения конкуренции, и, как следствие, данная мера не может считаться совместимой с функционированием свободного рынка и свободной конкуренции.
В результате суд обязал частные компании вернуть Италии потраченные на приобретение декодеров деньги.
Много лет спустя, Украина так же решила ступить на те же грабли, и пошла заведомо противоправным путем.
Как будут развиваться дельнейшие события вокруг развития цифрового телевидения в Украине остается лишь догадываться. К сожалению, отсутствие какой-то единой стратегии, помноженное на коррупцию, не дает поводов для оптимизма относительно будущего цифрового ТВ. Тем не менее, нужно надеяться, что многочисленные палки в колеса, которые само же государство себе и вставляет, не смогут лишить зрителей возможностей просмотра телеканалов, информационная политика которых будет более честной и открытой, чем мы можем наблюдать сегодня.
Среди ряду громких событий 2011 года нельзя не упомянуть сделанные Украиной шаги в продвижении цифрового телевидения. Значимость этих действий в полной мере можно будет ощутить относительно скоро – к 2015 году привычный сегодня эфирный ТВ-сигнал будет полностью отключен, в результате чего те из нас, кто смотрел телевизор с помощью обычной эфирной антенны, в дальнейшем будут лишены такой возможности (для этого необходимо будет приобрести специальный декодер).
Всем известно, что одной из самых характерных черт любого глобального проекта в Украине является изобилие всевозможных не прозрачных схем, при которых любое, даже самое позитивное начинание безвариантно сводится к банальному растягиванию бюджетов. И все бы ничего, если б хотя бы те прекрасные цели, под которые и выделялись этим самые бюджеты, хоть как-то реализовывались. Но способность исказить любую идею до неузнаваемости – это свойство, за которое нас ещё спросят потомки, чьим будущим мы уже сейчас умело распоряжаемся.
Стоит ли говорить, что столь глобальный проект, как переход на цифровое телевидение, уже по определению не может обойтись без алогизмов, при которых сама идея нового телевидения дискредитируется. И здесь дело даже не столько в непрозрачности распределения лицензий на цифровое вещание. Дело в том, что в результате искусственно созданных самим государством препятствий, цифровое телевидение рискует так и не запуститься в полной мере.
1. Дело на 350 миллионов
Как указывалось выше, после окончательного перехода на цифровое телевидение, обычный телевизор не сможет принимать сигналы на привычную эфирную антенну – ввиду ряда технических нюансов цифровой сигнал нужно суметь правильно «перевести» на язык стандартного телевизора. Делается это с помощью специальных устройств – цифровых декодеров, благодаря которым телевизор сможет заново радовать хозяев свежими новостями телеканала Интер (и не только).
В 2008 году Украиной было принято решение относительно технологии развития цифрового телевидения – был выбран стандарт DVB-T. Сразу после этого все производители телевизоров специально под Украину стали оснащать свои модели встроенным декодером именно этого стандарта. В результате, практически каждый покупатель нового телевизора автоматически становился подготовленным для перехода Украиной на цифровое телевидение, и для того, чтоб начать смотреть цифровое ТВ, ему достаточно только сделать небольшие настройки своего телевизора.
Но, как известно, Украина всегда старалась избегать простых решений. Казалось бы, что может быть проще и правильней для чиновника, чем сделать все по закону? Тем не менее, весной 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания самостоятельно изменил технологические параметры будущего цифрового телевидения, заменив установленный Кабмином стандарт DVB-T на не сертифицированный в Украине DVB-T2. Ввиду того, что эти стандарты не совместимы один с другим, все без исключения декодеры, которые были вмонтированы в новые телевизоры, оказались не пригодны. Иными словами, не зависимо от того, купили ли вы уже декодер (как отдельный аппарат, так и встроенный в телевизор), вам все равно придется покупать ещё один, с новыми параметрами, подстроенный под новый технический стандарт DVB-T2.
Не смотря на относительную дороговизну таких декодеров (в Великобритании, где так же внедряется вещание в DVB-T2, цены стартуют с 99,99 фунтов) рынок рано или поздно сделал бы свое дело, и стоимость такой приставки пришла бы к каким-то реальным для нашей страны значениям. Однако, как показали дальнейшие события, наличие свободной конкуренции на этом рынке не входило в планы украинских чиновников.
Так, осенью 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания принял решение о шифровании цифрового телесигнала. Шифрование телесигнала по сути означает, что принят он может с помощью только конкретного вида декодеров конкретного производителя. Это, в свою очередь, устраняет с рынка каких-то ещё производителей кроме тех, которые будут навязаны государством. Понятно, что в таких условиях о конкуренции разговора быть не может – единственный поставщик фактически становится монополистом рынка приёмных устройств, и он может единолично устанавливать цены и диктовать иные условия.
В конце прошлого года, эта схема получила логическое продолжение: в Законе о Государственном бюджете на 2012 год отдельной статьей выделено 350 миллионов 120 тысяч гривен на закупки декодеров для цифровых телевизоров для населения.
В условиях монополизации рынка, не сложно догадаться, кому пойдут эти самые 350 миллионов. И не исключено, что и схема вся задумывалась именно для того, чтоб освоить эти сотни миллионов.
Но вот только как это соотносится с антимонопольным законодательством? Ведь кроме того, что государство искусственно ограничило рынок предложений декодеров, так ещё и за государственный счет принялось финансировать деятельность частных компаний, которые и занимаются цифровым вещанием. Понятно, что при отсутствии государственных субсидий, расходы на установку декодеров должны ложиться не в последнюю очередь на собственника украинский цифровой сети – частной компании «Зеонбуд», а так же на остальные телеканалы, которые заинтересованы, чтоб их смотрели в цифровом формате.
2. Антимонопольное законодательство
Основой антимонопольного законодательства является Конституция Украины, согласно которой государство кроме того, что обеспечивает защиту конкуренции, так ещё и обязалось всячески пресекать незаконное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.
Специальным конкурентным законодательством установлены так же и особые правила для случаев, когда само государство вводит конкурентные ограничения. В частности, закон прямо запрещает любые действия любых органов власти, которые могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.
Ввиду того, что ограничение рынка предложений приёмных устройств для цифрового телевидения основывается на решении Нацсовета по вопросам телерадиовещания, то этот орган (а так же отдельные чиновники) и должен привлекаться к ответственности за нарушение конкурентного законодательства. А если позже выяснится, что на основании этого решения государство закупило декодеры по не выгодным ценам, то современная практика возбужденных уголовных дел дает массу примеров того, чем это может закончиться.
Но кроме этого, есть ещё один нюанс, так же связанный с действием конкурентного законодательства.
Вопросы государственного субсидирования покупок для населения декодеров цифрового эфирного ТВ периодически поднимаются практически в каждой европейской стране. Дело в том, что такое субсидирование с самого начала вызвало ряд судебных споров в Европе, результаты которых оказали серьезное влияние на развитие цифрового ТВ. И одним из основных здесь является разбирательство относительно субсидирования покупок декодеров в Италии, которое началось ещё в 2004 году, и последнее решение по которому принято летом 2011 года.
3. Покупка декодеров для цифрового ТВ за государственный счет: горький европейский опыт
В 2004 году итальянское правительство решило выделить субсидии на покупку населением декодеров цифрового ТВ на общую сумму 110 миллионов ЕВРО. Выделению денег только для цифрового эфирного телевидения возмутились спутниковые вещатели. Их претензии понять не сложно: с какой такой радости государство за счет налогоплательщиков финансирует развитие только эфирного телевидения? Почему аналогичным образом не финансируется, к примеру, спутниковое ТВ?
28 июля 2011 года Европейский суд справедливости вынес окончательное решение, в котором постановил, что предоставление государством помощи потребителям только цифрового эфирного телевидения является нарушением правил конкуренции. По мнению суда, предоставление потребителям мультиплексов субсидий для приобретения приставок привело к экономическим выгодам компании, вещающей в цифре, так как оно позволило укрепить свои рыночные позиции на рынке в сравнении с иными конкурентами за счет государства.
В решении суда отдельно сказано, что поход отбора, основанный на технологических характеристиках в пользу технологий цифрового эфирного вещания, в отличие от спутниковых технологий, привело до искажения конкуренции, и, как следствие, данная мера не может считаться совместимой с функционированием свободного рынка и свободной конкуренции.
В результате суд обязал частные компании вернуть Италии потраченные на приобретение декодеров деньги.
Много лет спустя, Украина так же решила ступить на те же грабли, и пошла заведомо противоправным путем.
Как будут развиваться дельнейшие события вокруг развития цифрового телевидения в Украине остается лишь догадываться. К сожалению, отсутствие какой-то единой стратегии, помноженное на коррупцию, не дает поводов для оптимизма относительно будущего цифрового ТВ. Тем не менее, нужно надеяться, что многочисленные палки в колеса, которые само же государство себе и вставляет, не смогут лишить зрителей возможностей просмотра телеканалов, информационная политика которых будет более честной и открытой, чем мы можем наблюдать сегодня.